От Тьеполо до Каналетто и Гварди

Оцените материал
(1 Голосовать)

Венецианская живопись XVIII века из музеев Москвы и Виченцы в ГМИИ им. А.С. Пушкина до 14 октября 2018.

Пушкинский музей на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии. Сложилась даже определенная тенденция: каждое лето итальянцы привозят в Москву частицу своих несметных художественных сокровищ и размещают их в залах всемирно известного музея. 

Начавшая здесь работу выставка необычна по концепции. Почетный директор Художественных музеев Виченцы профессор Джованни Вилла, впечатленный высоким уровнем итальянской коллекции ГМИИ, предложил провести выставку, объединяющую произведения из собраний Москвы и Виченцы в едином пространстве, где они будут дополнять друг друга, давая зрителям возможность полнее ознакомиться с венецианской живописью ХVIII века. 

В экспозицию вошли 57 экспонатов. 25 представил московский музей. Остальные принадлежат музеям Виченцы: Городскому музею Палаццо Кьерикати, Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.. В экспозиции можно увидеть произведения таких художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги. 

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров. 

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, работами которого по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью. На выставке его творчество предстанет в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ).

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название«ведуты».Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников. В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо». 

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни – тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий – стали основными темами работ художника. 

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополняют друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (да и в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска» экспонируется на выставке..). Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции – удивительного города на лагуне.

Выставка пройдет в два этапа: сначала будет показана в Москве, а затем в ноябре– в Виченце.

 

Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Волхонка, 12 (главное здание)
до 14 октября 2018


Иллюстрации:
1. Дж. Б. Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу Дворца дожей», (вверху)
2. Франческо Гварди «Венецианское каприччо», (в тексте)
3. Дж. Б. Тьеполо «Время, открывающее Истину»
4. Дж. Б. Питтони «Диана и нимфы»
5. Дж. Б. Тьеполо «Смерть Дидоны»
6. Пьетро Лонги «Слон»
7. Дж.Б. Каналетто «Акватория Сан-Марко: вид с Пьяцетты»
8. Дж.Б. Пьяцетта «Экстаз св. Франциска»

Прочитано 409 раз

Галерея изображений