Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 20 августа 2017. Из собраний Италии и России. 

Представлено 23 полотна, принадлежащих кисти трех великих мастеров Возрождения –  Тициана, Тинторетто и Веронезе. Их «отпустили» с превеликими предосторожностями в далекую Россию музеи Венеции, Рима, Флоренции, Болоньи, Вероны, Модены, Неаполя, Турина. Достаточно сказать, что страховая стоимость проекта составила 300 млн евро. Несколько полотен предоставили музеи России – ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж. Собрать их воедино было непростой задачей, но благодаря энтузиазму работников музеев и неистощимой энергии Посла Италии в РФ Чезаре Марии Рагальиние препятствия были преодолены и Бессмертная Триада прибыла в Москву.

Итак, Тициан Вечеллио (1490–1576),  Якопо Тинторетто (1518–1594), Паоло Веронезе (1528–1588). Их творчество дало мощный импульс развитию ивописи во всей Европе. На их произведениях учились и будут учиться многие поколения художников всего мира.

Они родились в разных городах. Имели разный социальный статус и образование. Но каждый обладал собственным неповторимым стилем. И в то же время в их творческих судьбах было немало общего. Все они выполняли заказы церквей Венеции, крупных политиков и влиятельных перрон. Они внимательно следили зав работой друг друга, но сумели выработать некий консенсус, исключавший открытое противостояние.

Экспозиция дает уникальную возможность увидеть рассеянные по всей Италии работы мастеров в едином выставочном пространстве. Это портреты и произведения на религиозную и мифологическую тематику – от работ для частных заказчиков до больших алтарных композиций. И каждое полотно несет собственный подход к раскрытию темы Красоты, оригинальную интерпретацию эротических сюжетов греческих и римских мифов, прославившие на века венецианскую живопись ХVI века  – «золотого века» Тициана, Тинторетто, Веронезе!

«Жемчужиной» выставки и ее «лицом» является «Саломея» Тициана (ок. 1515), недаром из 300 страховочных миллионов евро 60 приходятся на нее. Она редко покидала свою частную галерею Дориа Памфили в Риме и впервые приехала в Россию. Трактовка сюжета необычна: коварная Саломея за свою разнузданную пляску потребовавшая в награду голову Иоанна Крестителя, предстает прекрасным и нежным созданием, ставшим образцом красоты для грядущих поколений зрителей.

Большой удачей является возможность увидеть огромное полотно Тинторетто «Тайная вечеря»(1547) из церкви Сан Маркуоло и  превосходную композицию «Венера, Марс и амур» Веронезе из собрания галереи Сабауда (Турин).  Впрочем, эта наугад выхваченные примеры. В экспозиции нет второстепенных полотен, каждое из 23-х – шедевр, способный доставить наслаждении поклонникам Прекрасного.

Россия также дала на выставку несколько работ. Эрмитаж представил «Святого Георгия с принцессой» Тинторетто, а ГМИИ – картину Веронезе «Воскресение Христа» . впервые выставленную после реставрации, а также композицию Тициана «Венера и Адонис», без преувеличений ставшую сенсацией! Купленная доктором искусствоведения, главным научным сотрудником ГМИИ, хранителем итальянской живописи Викторией Эммануиловной Марковой ( она является куратором выставки с российской стороны) на аукционе как безымянная копия, она после тщательного исследования была опознана, как подлинник, а ее двойник в испанском Прадо признан копией!

Куратором выставки с итальянской стороны является Томас Далла Коста (Веронский университет). Научный руководитель – профессор Веронского университета Бернард Айкема.

 

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
ул. Волхонка, д.12
до 20 августа 2017

 

Иллюстрации: 
1. Тинторетто «Тайная вечеря» (1547), (вверху)
2. Тициан «Саломея» (ок. 1515), (в тексте)
3. Веронезе «Воскресение Христа» (1575) 
4. Тинторетто «Крещение Христа» (1580)
5. Веронезе «Снятие с креста» (1546-49)

Прочитано 534 раз