Зинаида Серебрякова (1884–1967). Ретроспектива

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 30 июля 2017. 

Эта долгожданная выставка в Третьяковской галерее – наиболее полное собрание ее работ за последние 30 лет: более 200 произведений из музеев России, Франции, Белоруссии, из частных собраний.

Экспозиция построена по тематическому принципу: раннее творчество, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин Мариинского балета, пейзажи, в том числе морские (привезены из Франции), циклы портретов и пейзажей из Марокко и Марракеша, эскизы росписей для Казанского вокзала, парижский период(весь этаж). Акцент сделан на самом  плодотворном  – русском периоде.

Воспитанная в семье Лансере–Бенуа, где «дети рождались с карандашом в руках», в течение 150 лет дававшая России выдающихся архитекторов и художников, Зинаида Серебрякова всю жизнь служила высокому искусству.

В дореволюционные годы счастливая жена и мать, она без устали рисовала своих четверых детей, родственников, деревенских ребятишек и девушек в родовом имении семьи Бенуа в Курской губернии. Заброшенная бурями века в Париж, потерявшая мужа, разлученная с матерью, братом и двумя детьми, она в нищенских условиях эмиграции стойко несла свой крест. Однажды ее идейная антагонистка – правоверный член Коммунистической партии, ветеран лютой ленинградской блокады, но сестра по духу – Вера Инбер написала в подражание Омару Хайяму:

«Невесело тебе, а ты пиши.
Ты счастлив от души, а ты пиши.
Не растекайся чувствами по древу.
Не забывай, что ты поэт. Пиши».

Эти слова могли бы стать девизом Зинаиды Серебряковой. Искусство было  ее спасением – и в духовном и в бытовом смысле. Уехав из разоренной гражданской войной России в Париж, чтобы заработать на содержание  семьи, как думала, ненадолго (а оказалось навсегда), она пишет брату: «Всю зиму у меня нет работы, а на выставке на продала ни одной вещи ... Да и зима в этот год на редкость холодная, так что энергия уходит на топку печки и прочую суету».

Сегодня за ее работы платят баснословные суммы, а при жизни их покупали редко: уж больно «старомодной» казалась она рядом с модными модернистскими вывертами, внушавшими ей ужас  и возмущение.

… Но, несмотря на многогранность творчества Зинаиды Серебряковой, есть две темы, проходящие сквозь всю ее творческую жизнь и властно притягивающие нас сегодня: Женщины и Дети.

Обнаженное женское тело ( в том числе собственное) она пишет по заветам великих мастеров итальянского Возрождения. Она создает собственный канон женской красоты – гармоничной, чистой, сильной, полной жизни. В дни безденежья она делает натурщицами своих дочерей. В сегодняшнем недобром мире, культивирующем уродство – духовное и физическое, ее работы – как глоток свежего воздуха. У нее, похоже, есть лишь одна последовательница – Екатерина Ястребова, возрождающая традиции раннего Ренессанса – кватроченто.

И вторая тема – Дети. Тут ничего ни убавить, ни прибавить. Просто смотреть и наслаждаться.

У входа в Инженерный корпус уже выстраиваются очереди, снова проблемы с билетами. Но мужайтесь: выставка открыта до конца июля.

                                                                                                                             Олег Торчинский

Инженерный корпус Третьяковской галереи
пер. Лаврушинский, д. 12
до 30 июля 2017

Изображения:

1.  «За завтраком».1914, (вверху)
2.  «За туалетом». Автопортрет». 1909, (в тексте)
3.  «Автопортрет с дочерьми». 1921
4.  «Баня». 1913 
5.  «Беление холста». 1917
6.  Девушки-сильфиды. Балет «Шопениана». 1921
7.  «Френель. Крестьянская ферма». 1926
8.  «Карточный домик». 1919
9.  «Катя в голубом у елки». 1922
10. «Крестьяне. Обед». 1914
11. «Купальщица». 1911
12. «Пейзаж села Нескучное». 1911
13. «Прудик». 1910 
14. «Спящая обнаженная». 1941

Прочитано 527 раз