Александр Клюндер. Русский камерный портрет

Оцените материал
(3 голосов)

До 3 декабря 2017. 

На этой выставке то и дело вспоминается афоризм незабвенного Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары».

Это первый в истории монографический показ творчества Александра Клюндера, «забытого» широкой публикой на два с половиной столетия мастера акварельного камерного портрета, творившего в первой половине ХIХ века, современника Пушкина и Лермонтова.

В экспозицию включено 159 акварельных портретов кисти Клюндера, представленных 20 музеями России , в том числе ГТГ, ГМИИ, Государственным Эрмитажем, ГРМ, Историческим музеем, а также частными коллекционерами. Автор идеи и непосредственный участник проекта – кандидат исторических наук, академик РАХ Александр Кибовский, известный научными работами в области военной истории.

Александр Клюндер (1802–1874/75) не относится к числу самых знаменитых портретистов, но в период 1830-40-х гг был довольно широко востребован, удостоен звания академика, допущен к портретированию членов императорской семьи. Главными заказчиками его работ были гвардейские полки. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества  – все желали иметь портреты своих офицеров, высоко ценя старательность мастера, хорошее владение техникой акварели, портретное сходство, быстроту исполнения и – не в последнюю очередь – достаточно умеренные финансовые условия. 

И вот вся обширная галерея портретов собрана воедино впервые в истории. Что можно о ней сказать? Перед нами великолепная картотека военкомата царских времен. Все изображенные практически схожи друг с другом.  Даже император Николай I выглядит в их ряду как обычный «офицеришка» (выражение Пушкина). Но есть среди его персонажей один, благодаря которому имя художника  все-таки сохранилось: он дважды рисовал М.Ю. Лермонтова. Впрочем, изображен не гениальный поэт, а обычный гвардейский офицер…

Что же, не стоило эту выставку делать? Нет, стоило! Ибо, как не распинайся об отсутствии глубокого психологического анализа портретируемых, все-таки, черт возьми! – до чего же красивы русские офицеры, молодцеваты, подтянуты, аристократичны! Как красочны их мундиры, эполеты, шнуры, кивера! Это было видно по костюмированному оркестру, исполнявшему на вернисаже старинные марши, и по чеканившим шаг по залам музея бравым молодцам в гусарской форме. И приходили на ум строки уже не Козьмы Пруткова, а Марины Цветаевой, воспевшей «Генералов Двенадцатого года»:

«Одним ожесточеньем воли 
Вы брали сердце и скалу, – 
Цари на каждом бранном поле 
И на балу
… Три сотни побеждало трое!
Лишь мертвый не вставал с земли! 
Вы были дети и герои, 
Вы все могли!».

                                                                                                                                       Олег Торчинский

Государственный музей А.С. Пушкина
Пречистенка, 12/2
до 3 декабря 2017

 

 

Прочитано 174 раз

Галерея изображений