Беззаконная комета в кругу расчисленных светил

Оцените материал
(7 голосов)

К 80-летию Натты Конышевой.

Эта выставка – весомое дополнение к юбилейной выставке Натты Конышевой, только что завершившейся в ЦДХ. Ее работы разных лет хранятся в крупных музеях – Третьяковской галерее, Русском музее (СПб), Музее наивного искусства (Ницца), а также в частных собраниях России, Франции, Германии, Италии ит.д. В экспозицию вошли работы Натты Конышевой разных лет из собрания Игоря Маркина (галерея ART4, первая частная галерея современного искусства в России) и собрания Максима Егорова и Елены Комаренко.

Ушли в историю 1960-80-е годы – эпоха «бури и натиска» нового отечественного авангарда. Искусствоведами расчислены заслуги и составлена шкала величин бунтарей былых времен: где на какой ступеньке лестницы почета стоять. И только местонахождение Натты Конышевой не определено, она находится в вечном движении, как «беззаконная комета в кругу расчисленных светил» – энергичная, непоседливая, вечно куда-то мчащаяся, зорко вглядывающаяся в окружающее из под козырька своей легендарной кепки, делающая наброски в блокноте, с которым никогда не расстается или что-то поправляющая в последний момент на уже вывешенном полотне.

Натта Конышева – питомица славного Полиграфического института. Училась у Элия Белютина, под влиянием которого прониклась идеями «нового искусства». В 1960-70 гг работала в промграфике. Оформляла книги для «Советского писателя», Географгиза, Алтайского книжного издательства. В 1974 году вступила в МСХ. Член творческого объединения женщин-художников «Ирида». В бурные 1960-70-е годы участвовала в «неофициальных» квартирных выставках и в печально знаменитой «бульдозерной».

Образно говоря, жизнь наша похожа на странный винегрет, в котором перемешаны бессмысленно высокое и низкое, хорошее и плохое, верх и низ. Этот винегрет отображает на своих полотнах Натта Конышева. В завихрениях красок проблескивают составляющие этого «винегрета» – красные, желтые. синие, золотые, сливающиеся при пристальном рассмотрении в изображения людей, интерьеров, жанровые сценки. Так складывается год за годом бесконечная гротескная хроника жизни Большого Города со всеми чудесами и безобразиями коммуналок и общаг, баров, кафе и прочих злачных мест. А также художнических междусобойчиков, вернисажей, пикников. Художница называет свой метод «репортажами с элементами чудес», соединяя приемы реализма и примитивизма, постимпрессионизма и сюрреализма. В ее работах много иронии и неприкрытого сарказма. Но начисто отсутствуют злоба или неприязнь к кому-либо.

Лучше всего о себе сказала сама Натта: «Да, самая простая, ничем не отличающаяся, Хожу по камушкам, как все. Трудоголик. Больше плотник, чем художник».

Долгих тебе лет жизни и творчества, наша дорогая именинница! И пусть, как говорится, «ходить бывает склизко по камушкам иным», ты всегда найдешь правильный курс…


                                                                                                                              Олег Торчинский


Музей ART4
Хлыновский тупик, 4
до конца марта 2016


Изображения:
1. Последние штрихи (вверху)
2.«Новоподрезково»
3. «В кругу семьи»
4. «И. Райхельгауз»
5. «Арбат»

Прочитано 1243 раз

Галерея изображений