Импрессионизм в авангарде

Оцените материал
(1 Голосовать)

Музей русского импрессионизма до 19 сентября представляет выставку, куда вошло более 60 импрессионистических работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний. Среди них Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова и многие другие.

Цель выставки — показать, что российский авангард начала XX века, прославивший русское искусство на весь мир, теснейшим образом был связан с французским импрессионизмом. Представленные работы показывают, что живопись французских импрессионистов и постимпрессионистов была своего рода учебным периодом для русских авангардистов, трамплином для прыжка к ярким революционным открытиям. Синтезируя достижения французов с приемами народного примитива, кубизма, футуризма и даже супрематизма, они создавали новый, чисто российский стиль.

Каждый из экспонатов таит в себе неожиданные подробности. Например, картина М. Ларионова «Прогулка». В центре полотна — грубо прописанное дерево, а главные персонажи сдвинуты в угол, причем лицо девушки наполовину обрезано. Эта нестандартная композиция позволила бывшим владельцам картины разрезать холст на две половины, и до недавнего времени «Прогулка» существовала в виде двух отдельных картин. Уезжая из России в 1915 году, Ларионов отдал свои работы на хранение близкому другу Льву Жегину, у которого коллекционер Валерий Дудаков купил левую часть полотна с изображением влюбленных. Вторую половину холста Дудаков обнаружил на зарубежном аукционе почти тридцатью годами позднее; купив картину, он отдал обе части на реставрацию, и вот, спустя десятилетия полотно выставлено целиком. В нежной «Сирени» Н. Гончаровой будет трудно узнать позднейшие кубистические композиции, ставшие хрестоматийными примерами творчества мастера. Тонкие и лиричные пейзажные зарисовки Давида Бурлюка расскажут о ранних экспериментах «отца русского футуризма» в стилистике французских импрессионистов. А чудесный натюрморт Надежды Удальцовой «Весна в деревне» 1947 года был написан «в стол», т.к. не мог быть показан публике, как «отрыжка гнилого буржуазного искусства Запада».

Важной частью работы выставки стала первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде». Специалисты со всего мира обсудили влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда, его освоение и отражение в русском искусстве как в период, предшествующий радикальным авангардным экспериментам начала XX века, так и во время формирования советского модернизма в 20–30-е годы.
                                                                                                                                                               О.Т.

Музей русского импрессионизма
Ленинградский проспект, 15, стр. 11
до 19 сентября 2018


Иллюстрации:
1.Н. Удальцова «Весна в деревне», (вверху)
2. П. Кончаловский «Дом в Белкине», (в тексте)
3.М. Ларионов «Прогулка»
4. Н. Гончарова Сирень»
5. А. Явленский «Дорога»
6. Р. Фальк «Женщина, лежащая под картиной Сезанна»
7. О. Розанова «Цветы на окне»
8. И. Машков «Крым. Чеховский пляж в Гурзуфе»

Прочитано 30 раз

Галерея изображений