Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга

Оцените материал
(1 Голосовать)

Третьяковская галерея до 24 июня 2018 представляет частную коллекцию портретов Карла Брюллова.

Выставка впервые знакомит московскую публику с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века. Демонстрация картин рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам.

Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К.П. Брюлловым в различные периоды творчества. Они демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Владельцем коллекции является родственник Карла Брюллова. Коллекционер более 15 лет занимается поиском работ своего знаменитого предка, некоторые из которых долгое время находились в частных руках за границей. Так, например, один из ранних автопортретов К.П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д.А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э.Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И.П. Павлова.
Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ). В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним — К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Г.Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.
В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.
В рамках выставочного проекта впервые в Третьяковской галерее будет экспонироваться «Портрет А.К. Демидовой» (1836–1837) К.П. Брюллова из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Эту картину Третьяковская галерея пыталась приобрести в 1995 и 2007 годах на торгах аукциона «Сотбис» в Лондоне.

Государственная Третьяковская Галерея
Лаврушинский переулок, дом 10
до 24 июня 2018

 

Изображения:
1. Карл Брюллов «Автопортрет» 1849
2. Карл Брюллов «Портрет молодой женщины у фортепьяно» 1838
3. Карл Брюллов «Керубино Корньенти. Портрет А.Н. Демидова на коне» 1852
4. Карл Брюллов «Портрет великой княгини Елены Павловны» 1828–1829
5. Карл Брюллов «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» 1824
6. Карл Брюллов «Портрет аббата» Конец 1830-х
7-8. Фотографии с выставки

Прочитано 259 раз