Картины русской истории

Оцените материал
(0 голосов)

До 22 июля 2018 в Государственной Третьяковской выставка, которая знакомит зрителей с творчеством знаменитых живописцев второй половины XIX – начала ХХ века: В.С. Смирнова, Г.С. Седова, К.Е. Маковского, К.В. Лебедева, А.Д. Литовченко, С.В. Иванова, А.П. Рябушкина.

Экспозицию дополняет ряд скульптурных произведений М.М. Антокольского, М.О. Микешина, С.О. Целинского. Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории Руси допетровской XVI–ХVII веков.

Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков. Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, со своей правдой и истинно национальной красотой, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего. Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера.

Художники стремятся найти в истории персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Масштабное полотно К.В. Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), изначально представленное на 19-й выставке ТПХВ, впервые экспонируется в Третьяковской галерее после завершения сложного комплекса реставрационных работ.

Историческая живопись конца XIX — начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета «из истории», а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого — сохранившихся живых свидетелей былых времен. Этот новый взгляд требовал новой стилистики, поиски которой отразились в творчестве А.П. Рябушкина и С.В. Иванова. Художники задали вектор дальнейшего развития исторического жанра в сторону усиления обобщенно-поэтического и декоративного начал. Первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Вслед за своими предшественниками — историческими живописцами-академистами Рябушкин и Иванов сфокусировали внимание на XVII столетии. Они старались передать обаяние той эпохи, прибегая к методу стилизации деталей ушедшего быта. Вместе с тем широкая, свободная манера письма, использование композиций, построенных по принципу случайного кадра, активное введение в картину пейзажа с учетом пленэрных эффектов создавали ощущение «реальности» происходящего.


Третьяковская галерея
пер. Лаврушинский, д. 10
до 22 июля 2018


Изображения:
1. С.В. Иванов «Приезд иностранцев. ХVII век» 1901, (вверху)
2. В.С. Смирнов «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» 1883, (в тексте)
3. К.В. Лебедев «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» 1889
4. К.Е. Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» 1862
5. А.П. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» 1893

 

Прочитано 237 раз

Галерея изображений