Хаим Сутин. Ретроспектива

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 21 января 2018. 
Впервые в России ретроспективная выставка, посвященная творчеству ярчайшего представителя Парижской школы, французского художника русского происхождения Хаима Сутина. Совместный проект Пушкинского музея и парижского Музея Оранжери. В экспозиции более 60 работ - шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев - из Музея современного искусства города Парижа, Центра Помпиду, а также из частных европейских и российских коллекций.

Картины Сутина характеризуются цветовой экспрессивностью, которую впоследствии переняли Джексон Поллок, Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко. Его творчество стало предвестником экспрессивного абстракционизма.

«Сутин - художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. В мире не так много живописцев, которым при жизни было бы посвящено около 30 выставок, а после смерти ежегодно в разных странах открывалась хотя бы одна монографическая экспозиция», - рассказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

До 1909 года Хаим Сутин посещал рисовальную школу Я. М. Кругера в Минске, затем поступил в Школу изящных искусств в Вильно, а в 1913 году приезжает в Париж, где записывается в ателье Кормона в академии изящных искусств. Вскоре меняет слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценит Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов — Бах и Моцарт. Первые годы в Париже художник живет в нищете. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе Парижа, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902 скульптором Альфредом Буше. Здесь Сутин знакомится с Леже Емилом, Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Липшицем и Александром Архипенко. Он встретит, прежде всего, Модильяни, с которым его соединит крепкая, но непродолжительная дружба (из-за преждевременной смерти последнего). В 1918 году переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где остается почти на семь лет. Его впечатляет красота местных пейзажей; три года работает в бешеном темпе.

В 1922 Сутин привозит в Париж около двухсот своих работ — натюрморты, пейзажи, портреты — он всю жизнь работал только в этих трех жанрах. Находящийся там в это время американский коллекционер Альберт Барнс покупает у художника около пятидесяти произведений. «Сутин — более великий художник, чем Ван Гог», — безапелляционно заявил Барнс, отнюдь не профан в искусстве. Особенно его поразил «Маленький кондитер». Сутин неоднократно возвращался к теме «маленького кондитера» — одна из картин находится в коллекции Музея Оранжери. В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж художник выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает.

В 1927 году проходит первая персональная выставка художника. В 1935 — произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго.

В 1941 — родители художника гибнут в Смиловичском гетто. Сам Сутин после неудачных попыток получить право на въезд в США укрывается в Шампиньи. 9 августа 1943 — Хаим Сутин умирает в Париже.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина
ул. Волхонка, д.12
до 21 января 2018


Изображения:
1. Пейзаж Кань. 1924–1925 (вверху)
2. Автопортрет. 1920–1921 (в тексте)
3. Улица в Кань. 1924
4. Натюрморт со скатом. 1923–1924
5. Зеленое платье. 1920–192
6. За чтением. 1940
7. Натюрморт с индейкой. 1926
8. Кондитер. 1927

Прочитано 39 раз

Галерея изображений