Метафорический реализм Сергея Мильченко

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 14 мая 2017.  Скульптура. 

Заслуженный художник РФ, член-корр РАХ Сергей Мильченко сегодня – признанный на родине, в России и за ее пределами мастер современной скульптуры. Уроженец Московской области, питомец Московской средней художественной школы и Харьковского художественно-промышленного института, он с солидным багажом ранних работ, сочетавших стилистику славянского народного примитива с утонченностью классического искусства («Богдан Хмельницкий», «Девушка из деревни Приходы») уверенно вошел в большое искусство с религиозно-библейскими композициями ярко выраженной индивидуальной стилистики и оригинальной иконографией.

Скульптор работает с одинаковой легкостью в разных материалах: бронзе, дереве (в том числе раскрашенном),керамике, камне, мраморе, шамоте и т.д. Выбор материала диктуется трактовкой сюжета. Так, многофигурные композиции из камня отличаются эпической торжественностью и в зависимости от ракурса смотрятся каждый раз по-новому.  В композиции «Тайная вечеря» Иуда, сидит спиной к зрителю. Но, обойдя скульптуру, можно узреть лживый лик Предателя. Обобщены и предельно психологичны «Вхождение в Иерусалим», «Бегство в Египет»,»Снятие с креста». Образ Христа по типажу близок к «Библейским эскизам» Александра Иванова: мудрое спокойствие, уверенность в своей правоте. Гораздо экспрессивнее произведения, выполненные в дереве, на манер работ безымянных народных мастеров, стоявших в старину на перекрестках дорог Украины, Белоруссии, Польши – истощенных до ребер «исусиков» с трагически остановившимся взглядом («Спас Полуночный»). Особенно впечатляет изображение Христа, привязанного к позорному столбу, испещренному современными похабными графитти…

Новозаветные сюжеты занимают центр анфилады зал Академии. А рядом бушует сонмище библейских, античных, народных и даже современных героев, злодеев, грешников. Примечательно, что скульптор ни разу за весь творческий путь не изобразил Князя Тьмы. Он его принципиально не замечает! Зато в наличии томная Клеопатра, разнузданный танец Саломеи, Юдифь, Агасфер на развалинах своего дома, Омфала, примеряющая гераклову шкуру льва, какая-то античная дама, взгромоздившаяся своими могучими мясами на шею античного богатыря. И вполне вписывающийся в эту компанию инфернального вида Пикассо.

Эротика женских образов здесь зачастую зашкаливает за допустимые пределы («Между небом и землей»). Я спросил оказавшегося среди зрителей священника не слишком ли грешны эти скульптуры. «Все люди  подвержены соблазнам, – ответил он, – которые с годами не слабеют. Но сие не опровергает огромного таланта автора».

Об этом говорит тот факт, что широко востребовано не только станковое, но и  монументальное творчество С.Мильченко. Им выполнены: «Распятие» для церкви села Троицкое (Моск.обл.); Рельефы «Взятие Измаила» и «Штурм Чертова моста» для памятника А.В. Суворову в Екатерининском парке в Москве; памятник Андрею Первозванному в Харькове; мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-44 гг. в Симферополе. А также ряд работ для церквей и кафедральных соборов городах Великобритании –Ланкастере, Вудчестере, Витби, Волсингхаме.

Скульптуры С. Мильченко хранятся в ГТГ и других музея России, в коллекциях Англии, Голландии, Франции, США и т.д

 

Российская академия художеств
ул. Пречистенка, 21
до 14 мая 2017

Иллюстрации: 
1. «Тайная вечеря», (вверху)
2. «Богдан Хмельницкий», (в тексте)
3. «Вхождение в Иерусалим» 
4. «Христос у позорного столба»
5. «Спас Полуночный» 
6. «Танец Саломеи» 
7. «Между небом и землей» 
8. «Пикассо»

 

 

Прочитано 512 раз

Галерея изображений