Москва сквозь века

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 21 января 2018.

По случаю 870-летия Москвы Третьяковская галерея проводит выставку, знакомящую зрителей с обликом города в разные эпохи. В Инженерном корпусе экспонируются самые разные произведения — от послепожарных пейзажей XVII столетия до работ современных художников. Среди авторов — Симон Ушаков, Василий Суриков, Борис Кустодиев, Василий Кандинский, Аристарх Лентулов, Аполлинарий Васнецов, Владимир Маковский, Александр Лабас, Константин Юон и другие. Многие полотна были отреставрированы специально к выставке. Некоторые холсты зрители увидят впервые. Так, никогда не демонстрировалась широкой публике картина Михаила Гуревича «Пушкинская площадь» (1837 год). На ней изображён памятник Александру Пушкину, стоящий совсем не на том месте, где мы привыкли его видеть. 

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечье» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф. Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.
Над звуковым оформлением экспозиции работала компания Sound Design.

 

Третьяковская галерея (Инженерный корпус)
пер. Лаврушинский, д. 10
до 21 января 2018

Изображения:
1. Василий Поленов. Московский дворик. 1878, (вверху)
2. Наталья Нестерова. Дом Гоголя. 1979, (в тексте)
3. Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве. 1917
4. Александр Лабас, Метро. 1935 
5. Аристарх Лентулов. Собор Василия Блаженного. 1913

 

 

Прочитано 170 раз

Галерея изображений