Н. Андреев. Провинциальная Россия. Исторические фото

Оцените материал
(1 Голосовать)

Выставка, проходящая в «Нашем наследии» до 3 августа 2018, посвящена творчеству замечательного фотохудожника первой трети ХХ века Н.П. Андреева (1882–1947), одного из основателей т.н. пикториальной фотографии в России. Подборку удивительных по лирической красоте фотографий представил Серпуховский историко-художественный музей, обладающий самым полным комплектом негативов и отпечатков с них работ Н. Андреева. О них подробно рассказала на вернисаже внучка мастера Н.В. Дурынина, посвятившая себя хранению и исследованию творчества деда: она является старшим научным сотрудником музея в Серпухове. Все это неудивительно, ибо Н.П. Андреев родился в Серпухове и прожил в нем всю жизнь, став, тем не менее, классиком отечественного и мирового фотоискусства.

Итак, что же такое – пикториальная фотография? Термин этот был заимствован в 1890-х гг из работы английского фотографа Г. Робинсона, как обозначение одного из направлений художественной фотографии, считавшим ее искусством, близким к живописи (от английского «pictorial» – живописный), но использующим иные технические средства. В творчестве последователей пикториализма главными были романтические и идиллические пейзажи, цветы, портреты и, конечно, Женщина, как высшее воплощение красоты в природе. Авторы использовали для достижения нужных эффектов мягкорисующую оптику, различные техники печати – пигментную, бромсеребряную и броммасляную (бромойль) и др. Окончательный отпечаток стилизовали под гравюру. 

В России сложилась своя школа пикториальной живописи, обусловленная традициями передвижничества в живописи. Отсюда обилие сюжетов из быта русской деревни в духе есенинского «Русь моя, деревянная Русь…»Главные ее представители – Н. Андреев, А. Гринберг, Н. Свищев-Паоло, Ю. Еремин, А.Мазурин и др. До 1930 года именно они определяли лицо молодой советской фотографии. Но постепенно пикториализм с его утонченной эстетической концепцией пошел вразрез с насаждавшимся соцреализмом. В 1936году состоялась дискуссия «О формализме и натурализме в фотографии», означавшая конец пикториализма в СССР. Для некоторых, например, для А. Гринберга дело закончилось заключением в лагерь, за «порнографию»… 

Чаша сия обошла Н. Андреева. Его оригинальный, легко узнаваемый художественный почерк ценили и на родине и за границей. Избрав пейзаж своим главным жанром, он виртуозно умел сочетать графическую точность с символистской размытостью силуэтов. То же и в портретах. С 1908 по 1937 годы его работы достойно представляли отечественный пикториализм на международных выставках в Европе и Америке, многократно занимая призовые места. Он получил в те годы 23 награды, 8 наград разного достоинства – от дипломов до золотых и серебряных медалей – только за 1928 год! 

Выставка в «Нашем наследии» невелика по объему, но хорошо передает дух творчества замечательного фотомастера.
                                                                                                                                                         Олег Павлов


Журнал «Наше наследие»

1-й Неопалимовский пер. 4
до 3 августа 2018

Вход свободный.

Прочитано 192 раз