Обитаемые пейзажи. Гариф Басыров

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 30 сентября 2017. 

В рамках выставки «Обитаемые пейзажи» Гарифа Басырова состоялся вечер воспоминаний об этом замечательном художнике, отобразившем в своих графических «сериях» духовную сущность нашего «безумного, безумного, безумного» века.

Вечер вела вдова художника Инна Литвин, направляя его в нужное русло  с чувством юмора, помогавшим ей укрощать ораторов, переходивших на чересчур простонародную лексику. Выступали художественный критик Андрей Баженов, кинорежиссеры Андрей Смирнов и Александр Митта, режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, сценарист Андрей Хржановский, журналист Юрий Рюмин. Поседевшие ветераны, для которых мастер был просто Гариком, выпивавшие, спорившие, а главное, работавшие с ним бок-о-бок вспоминали о нем – то жестком, колючем, раздраженном, замкнутом, то добром, участливом, всегда готовом прийти на помощь.

…Гариф Басыров (1944–2004) родился в АЛЖИРе – не ближневосточной республике, стране финиковых пальм и древних памятников культуры, а страшном Акмолинском Лагере Жен Изменников Родины. После освобождения семье разрешено было переехать в Запорожье. Там мальчик посещал изостудию при Дворце пионеров и показал незаурядные способности к рисованию. В 1963 году Гариф окончил знаменитую Московскую среднюю художественную школу при Суриковском институте (МСХШ), а в 1968  – худфак ВГИКа. Темой дипломной работы он избрал эскизы декораций к экранизации «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. В 1970-е гг. он прославился своими эксцентричными рисунками для журнала «Химия и жизнь», являвшемуся тогда неким островком свободомыслия. Позже сотрудничал с издательствами «Коммерсантъ» и «Итоги».

Гариф Басыров владел печатными (литография, офорт) и оригинальными (карандаш, тушь) техниками, но предпочитал последние. Его рисунки тушью отличаются ювелирной отделкой, а рисунки цветными карандашами приводят на ум японскую графику  с ее утонченной виртуальностью (искусство Востока художник хорошо знал).

Творить он любил сериями. Им созданы «Обитаемые острова» (давшие имя выставкек), «Горожане загородом», «Космос», «Архаика», «Апокрифы», серия скульптур малой формы «Инкубусы» (от латинского «Кошмары»).

Какие же мысли и чувства пытался донести до нас мастер? 

Как отметил в своем выступлении Андрей Бажанов, в «Обитаемых пейзажах» нет пейзаже й, как таковых, ни в традиционном, ни даже в модернистском смысле. Есть нечто космическое, данность, не осмысляемая нашим сознанием. И есть чувство дикого, тотального одиночества в этом космосе. Преодолеть его мы не в состоянии, мы должны просто выжить.

Его герои – огромные, нелепые, горообразные ипостаси полностью разобщены. Даже если внешне общаются, они углублены в себя («Нарцисс»). Либо дерутся. И тем не менее, автор любит их и жалеет. «Когда я в первый раз был на выставке Гарифа на улице Вавилова, то сразу почувствовал: это свой!» – заметил в своем выступлении Юрий Норштейн. А Александр Митта добавил: «Выставка до обиды мала. Будем надеяться, что это прелюдия к будущей большой выставке».

Работы  Гарифа Басырова хранятся в музеях и частных собраниях России (в том числе ГМИИ, ГТГ, ГРМ), Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Франции, США.

                                                                                                                                     Олег Торчинский

 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Отдел личных коллекций
Волхонка, 10 
до 30 сентября 2017

 

Иллюстрации:
1. «В поле», (вверху)
2. «Лыжник» 
3. «Мороз в пустыне» 
4. «Нарцисс» 
5. «Одиночество»
6. «Инкубусы» 
7. «Сон-II»

Прочитано 85 раз

Галерея изображений