Рулевые революции

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 27 августа 2017. 

К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Специфика музея предлагает взглянуть на это историческое событие с точки зрения Востока. В экспозицию включены живопись, скульптура, народные картинки, изделия народной вышивки и ковроткачества  – произведения авторов советских, китайских, вьетнамских, монгольских, закавказских, среднеазиатских  1920-50-х гг. – свидетельств надежд, трагедий и мифов, порожденных русской революцией в странах Востока.

Неоднозначную, ох, неоднозначную реакцию вызывает эта выставка! Люди старшего поколения приходят сюда вспомнить молодость, склонить голову перед памятью Союза Народов, так быстро и бездарно  растворившегося в 1991 году. Может быть, рано еще делать такие выставки, слишком близко от нас то прошлое, слишком саднит…

Что и как происходило тогда на Востоке? Официальная советская пропаганда подавала те годы, как сплошной фанфарный марш социализма и братания народов. А пропаганда в бывших советских республиках Востока, ныне самостоятельных государствах, всячески культивирует неприязнь ко всему русскому, обвиняя  Россию во всех бедах и непомерно превознося древние и особенно средневековые времена. А ведь русская революция,  как бы ее не проклинали сегодня, для национальных окраин империи была явлением прогрессивным. Пусть все делалось зачастую жестоко, по-медвежьи, но товарищи Суховы (надеюсь, не надо объяснять кто это) несли на Восток идеи свободы, прогресса, грамотность, реформы, в первую очередь земельную и водную, раскрепощение женщин. Идеи русской революции перекатывались в Китай, Вьетнам, Корею, Индию, Монголию, Индонезию. Увы, охотно перенимались и недостатки, в первую очередь, пресловутый культ личности, прежде всего в Китае, которому он был не чужд с древних времен.

Жаль, что в экспозицию не вошло знаменитое некогда полотно Ф. Шургина «Утро нашей Родины» (оно хранится в фондах Музея современной истории России»), где товарищ Сталин изображен на фоне необозримого, поистине космического простора. Эту картину брали за образец «придворные» художники Албании, Северной Кореи, Болгарии… В магазине «Дружба» на тогдашней улице Горького долго продавались отлично отпечатанные репродукции  картины, в точности повторявшей «Утро…», но вождь высился  на фоне сопок. Называлось это произведение простенько и со вкусом: «Любимый и уважаемый вождь корейского народа товарищ Ким Ир Сен с грустью и озабоченностью думает о тяжелой участи южнокорейского населения»… Но не надо злорадно хихикать над старыми полотнами. Их политическое содержание выветрено временем. Остались пустые скорлупки  прежних живых идей, и сегодняшняя молодежь глядит на них, по выражению грубияна Маяковского «как в афишу коза».


Экспозиция выставки выстроена умело, со вкусом и любовью. Много знамен и лозунгов, из динамиков льются революционные песни прежних лет: «Белая армия, черный барон…» «Сталин и Мао слушают нас…» «Дун фан хун…» («Восток заалел…»)… В отдельный раздел собраны все «культовые» изображения: Ленин, Сталин, Мао, Хо Ши Мин, Сухэ-Батор, Чойбалсан в картинах, лубках, вышивках, коврах, аляповатые, но видимо, в былые времена к применению обязательные. А вот китайская профессиональная графика, сильно напоминающая по манере работы блестящего русского мастера гравюры Павла Шиллинговского, это без скидок произведения высочайшего уровня. Так же как китайские фигурные вырезки из бумаги.

Так нужно ли было делать эту выставку?  Как сказал бы Председатель Мао: «Это дело хорошее, а не плохое». Вот так!

                                                                                                                                   Олег Торчинский

 

Государственный музей Востока
Никитский буль., 12а
до 27 августа 2017

 

Прочитано 77 раз

Галерея изображений