С ружьем и лирой. Русская литература и охота

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 3 декабря 2017. 

Выставка объединяет русских писателей трех веков –от ХVIII до ХХ , объединенных темой охоты: Сумароков, Державин, Пушкин, Бестужев-Марлинский; Некрасов, Тургенев, Аксаков, Лев Толстой, Лесков, Бунин, Куприн, Пришвин; представлены и наши современники –Паустовский, Федин, Шолохов, Нагибин ,Бианки, Астафьев, Казаков, Вампилов… Но главное внимание закономерно уделено ХIХ-му веку – золотому веку русской охоты, прежде всего псовой.

 

…В 1762 году Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» и уже в течение первых десяти лет из армии в отставку вышли до 10 тысяч человек. В 1783 году «Жалованная грамота» Екатерины 11 закрепила новые права дворян и превратила их в праздное сословие. Вот тогда-то охота и стала излюбленным занятием дворян, украшением усадебного быта почти на столетие, вплоть до отмены крепостного права. Причем русская охота отличалась от чопорной европейской необузданностью страстей и нравов  «… и страждут озими от бешеной забавы/и будит лай собак уснувшие дубравы» (Пушкин). Впрочем, были от бешеных барских забав у мужиков и некоторые выгоды. Это сейчас волки стали «санитарами леса» , а в те времена ежегодный ущерб, наносимый серыми хищниками, исчислялся миллионами рублей. Так вот, именно волки были первейшей целью барской охоты.

Охота и рыбная ловля для многих классиков русской литературы, (большей частью – дворянам)  были излюбленным отдохновением. А общение с природой давало яркие эмоции, сюжеты, характеры героев. И позволяло знакомиться с народными традициями, что и находило отражение в литературном творчестве классиков.

Выставка размещена в четырех залах, каждый заполнен экспонатами, охотничьими трофеями, инсталляциями, изображающими зверей в естественной обстановке: зайцев на снегу, волка, поймавшего зайца, медведя с корягой и т.д. Звуковое оформление воспроизводит крики птиц, вой волков, звуки выстрелов, шум ветра…. Здесь можно увидеть охотничье снаряжение и ружья И.С. Тургенева, и М.А. Шолохова, мужское и дамское седла  для псовой охоты из Карабихи, сапоги М.М. Пришвина, любимую  удочку заядлого рыбака К.Г. Паустовского.

Стоит обратить внимание на интереснейшее полотно неизвестного художника середины ХIХ в.«Охотники около убитого зверя» (Всероссийский музей А.С. Пушкина, СПб). Автор повторил ( или предвосхитил) прием И.Репина, собравшего на одной картине славянских композиторов разных эпох («Славянские композиторы». 1872-72 гг. Хранится в Московской государственной консерватории). Портреты , конечно, условны, но можно узнать Пушкина, Бестужева-Марлинского, Лескова, Тургенева, Некрасова.

Полотно воспроизведено на пригласительных билетах и является своего рода «брендом» выставки.

И только Сергей Есенин поддержал честь русской литературы, воспев жалость и любовь к «братьям нашим меньшим». Его на выставке нет…

Выставка – первое из серии мероприятий, приуроченных к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП). Организаторы (в рамках Ассоциации литературных музеев России) – ГМП и Государственный Литературный музей.  Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-исторические музеи, библиотеки и архивы Санкт-Петербурга, Брянска, Орла, Новгорода, толстовская Ясная поляна, некрасовская Карабиха. тургеневское Спасское-Лутовиново, Щелыково А.Н. Островского, Музеи К. Федина, М. Шолохова, К. Паустовского и т.д. Ими представлены уникальные автографы и рукописи, предметы охотничьего быта, произведения живописи и и скульптуры, портреты и т.д. 

                                                                                                                                                   Олег Торчинский

 

Государственный музей А.С. Пушкина (ГМП)
Пречистенка 12/2
до 3 декабря 2017

Иллюстрации: 
1. Н/х. «Охотники около убитого зверя»(вверху)
2. Ф. Дебюкур «Собаки, потерявшие след» (в тексте)
3. Н/х. «Сцена охоты»
4. П.И. Солдаткин «На охоте»
5. Ф.п. Толстой «Сцена охоты»

Прочитано 124 раз