Шедевры церковного искусства Болгарии, ХIII – ХIХ вв.

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 2 сентября 2018 Государственная Третьяковская галерея представляет шедевры церковного искусства Болгарии. 

В экспозицию вошли 47 уникальных экспонатов – иконы, литургическая утварь, шитье, рукописи. Их представили Национальный исторически музей в Софии, музей «Старинный Несебр» и Национальная библиотека Кирилла и Мефодия. 

На открытии присутствовали министр культуры Болгарии Боил Банов, посол Болгарии в России Бойко Коцев, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, а также высокопоставленные представители православных церквей России и Болгарии, в частности митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Западной и Средней Европы Антоний.

"Сегодня мы являемся свидетелями поистине грандиозного события болгаро-российского культурного диалога - открытия выставки церковных шедевров Болгарии в одном из величайших музеев мира, в Государственной Третьяковской галерее, - сказал посол. - Очень рад, что идея посольства Болгарии в России о проведении такого значимого события увенчалась успехом».

Русское и болгарское религиозное искусство имеют общие истоки — византийскую культуру. Но, несмотря на сильное влияние Византии, и русские, и болгары создали собственный стиль иконописания.
.Из экспонируемых произведений большой интерес представляют памятники, происходящие из Охрида, важнейшего духовного и культурного центра. Это резная икона XIV века с изображением двунадесятых праздников, изготовленная из минерала лизардита, и литургические ткани, среди которых воздyх с образом Богоматери Великой Панагии.
Древние рукописи рассказывают о просветительской роли болгарских книжников, чьими трудами христианская литература была переведена на славянский язык. В XIV веке болгарская письменность оказала сильное влияние на русскую книжную культуру.

Один из уникальных экспонатов выставки — Добрейшево Четвероевангелие, созданное в XIII веке. В работе над этим кодексом участвовало несколько писцов, по имени главного из них — попа Добрейшо — оно получило свое название. Лицевая миниатюра изображает благословение оного попа евангелистом Иоанном – редкое для тех времен изображение простого человека!
Произведения XV–XVII веков дают представление об особенностях православного искусства эпохи османского владычества. Это время небывалого расцвета искусства резьбы по дереву, о чем свидетельствуют Царские врата первой половины XVI века из церкви Богоматери Перивлепты в Охриде и кресты с изображением двунадесятых праздников и святых. Впервые в Москву прибыла выполненная из золота и серебра митра охридского архиепископа Иоасафа.

В знак духовного общения двух православных народов в Москву прибыл список с древней чудотворной иконы Богоматери Троеручицы из Троянского ставропигиального монастыря. Икона выставлена для поклонения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В день открытия выставки в храме состоялся молебен.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      О.Т.

Государственная Третьяковская галерея
Инженерный корпус
Лаврушенский пер. 12
до 2 сентября 2018

Иллюстрации:
1. На открытии выставки, (вверху)
2. «Христом Пантократор». ХIII–ХVIII вв. , (в тексте)
3. «Великомученик Георгий в житии», 1610
4. «Святой Николай Мирликийский», 1563
5. Воздух. Первая половина ХVIII в.
6. Пелена. Конец ХIII в.
7. Митра. Венеция, ХVIII в.
8. « Евангелист Иоанн благословляет попа Добрейшу», ХIII в.

 

Прочитано 184 раз