Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970

Оцените материал
(1 Голосовать)

В Музее современного искусства «Гараж» (Парк культуры и отдыха им. Горького) до 9 мая 2018 в экспозиции, подготовленной совместно с Варшавским музеем современного искусства, представлено свыше сотни произведений 1950–1970-х гг, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, фильмы, инсталляции, архивные материалы более 50 авторов и художественных объединений разных стран.

Общепринятая версия истории послевоенного искусства приоритет в развитии кинетического искусства и оп-арта отдает Северной Америке и Западной Европе. Выставка убедительно показывает, что параллельно таким течениям, как абстрактный экспрессионизм в США и лирическая абстракция в Европе, сходные процессы проходили в Восточной Европе и Латинской Америке – в Будапеште и, Бухаресте, Варшаве и Софии, Праге и Москве. Расцвет кинетического и оптического искусства в этих регионах был обусловлен общими политическими и экономическими процессами. Для художников Латинской Америки и Восточной Европы движение в искусстве и через искусство было возможностью внедрить достижения научно-технического прогресса в утопическую социальную миссию искусства. В их глазах движущийся объект или оп-артистская живопись не только расширяли границы художественной формы, но и утверждали новые способы взаимодействия с публикой Отсюда — новаторство их искусства, синтез различных выразительных средств, а также привлечение к сотрудничеству ученых и инженеров. Другие художники, напротив, использовали чувство тревоги и дискомфорта, которые вызывали движущиеся произведения искусства, чтобы выразить негативные последствия прогресса и модернизации, рост социального и экономического неравенства и т. д. На пересечении различных форм искусства, математики, физики, химии, философии, научно-фантастической литературы, поэзии и музыки, были выявлены новые универсальные принципы проектирования будущего.
В экспозиции отсутствуют работы западных классиков и знаменитостей. Кроме двух, включенных «для солидности»: «Зебры» венгра Виктора Вазарини и «Зеркально-полосатой комнаты» аргентинца Хулио Ле Парка, работавших в Париже. Имена же большинства восточно-европейских и латиноамериканских участников выставки ничего не горят даже знатокам. Вполне объяснимо значительное число участников из Польши, ведь организатором выставки был Варшавский музей современного искусства, и проект впервые был показан в 2017 году в Варшаве. Представлены также Венгрия, Чехия, Латвия, Эстония, из «латиноамерикацев» – Венесуэла, Аргентина, Бразилия…

Московская версия экспозиции дополнена рядом экспонатов, в первую очередь новой работой одного из основоположников латиноамериканского оп-арта венесуэльского мастера Карлоса Крус-Диеса «Хроматическая индукционная среда с двойной частотой». Она украсила Атриум «Гаража».

Для отечественного зрителя особый интерес представляют работы советских художников, не вошедшие в польскую версию. Это группа «Движение» (Лев Нусберг, Татьяна Калинкина, Римма Сапгир-Каневская, Франсиско Инфантэ-Арана и др). Советский кинетизм проходил под маркой технического прогресса и не подвергался серьезному идеологическому давлению. Этих художников считали своего рода «Физиками и лириками» и даже выпускали выставляться за рубежом. При создании искусства «отражающего дух времени», они использовали плексиглаз, зеркала, электролампы, светодиоды и т.д. Обильно представлено творчество Вячеслава Колейчука. Его цветодинамическая скульптура «Атом», созданная по заказу Института атомной энергетики им. И.М. Курчатова – огромная сфера из металлических трубок, приводимая в движение ветром, реконструирована на площади перед «Гаражом».

P.S. Когда готовился этот материал, пришло скорбное сообщение ТАСС о смерти на 76-м году жизни Вячеслава Колейчука…

                                                                                                                                                Олег Торчинский

Музей современного искусства «Гараж»
Крымский вал, д. 9 стр. 32
до 9 мая 2018


Иллюстрации:
1. Карлос Крус-Диес (Венесуэла). «Хроматическая индукционная среда с двойной частотой», (вверху)
2. Дьюла Кошице (Венгрия) «Капля воды с кругами», (в тексте)
3. Хулио Ле Парк (Аргентина) Зеркально-полосатая комната
4. Вяч. Колейчук (Россия) «Проект световой композиции на въезде в Тольятти»
5. Авраам Палатник (Бразилия). «Кинетический объект КК9а»

Прочитано 61 раз