Василий Верещагин. Ретроспектива

Оцените материал
(2 голосов)

До 15 июля 2018 Третьяковская галерея открывает крупнейший проект сезона — выставку выдающегося живописца Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Масштабная ретроспектива представляет знаковые произведения мастера батальной и этнографической живописи художника.

В истории русского искусства он представляет особый тип художника — путешественника, репортера, первооткрывателя. Верещагин был боевым офицером, литератором и философом, значительно более мощной и страстной личностью, чем любой из его современников-живописцев. Исследователь-этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства. Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было то, что он кардинально реформировал батальный жанр, до того воплощавший идеи «казенного патриотизма». Художник не только поместил в центр своих картин рядового солдата, настоящего героя войны, но с помощью художественных средств заставил зрителя воспринимать и оценивать изображаемое с точки зрения «простого» участника события.

Цель выставки — обновить взгляд публики на творчество художника, открыть «другого» Верещагина, показать разносторонний дар и пылкий характер воина и пацифиста, возмутителя спокойствия, нередко находившегося в оппозиции к власти, неуемного исследователя и путешественника, жившего и работавшего на пределе возможностей. Одна из важных теоретических проблем, которую рассматривает выставка, — расширение границ реализма на примере творчества мастера.

Василий Верещагин как никакой другой русский художник еще при жизни имел международное признание. За 38 лет творческой деятельности состоялось более 70 персональных выставок живописца в городах Европы и Америки, лишь треть из них — в России. Из отечественных художников этого времени его известность можно сравнить, пожалуй, лишь с известностью Ивана Айвазовского, так же имевшего десятки выставок. Но если Айвазовский был любимцем публики и власть имущих, то Верещагин, искусство которого ранило и обличало, зачастую вызывал резкое отторжение у правящей элиты. Многие его картины были запрещены цензурой.

Будучи по природе крайне независимым, и скорее одиночкой, он формально не примыкал к передвижникам, но характером работ и деятельностью был близок целям и задачам Товарищества. Организуя свои выставки во многих странах Европы и Америки, он «проводил идею передвижных выставок… во всемирном масштабе» (М.М. Алленов). Каждый период биографии мастера ознаменован художественными прорывами. Тема «прорыва», опережавшего время либо прокладывавшего новый путь в искусстве, очень важна для творчества Верещагина.

Последняя выставка художника в Третьяковской галерее состоялась в 1992 году и была приурочена к 150-летию со дня его рождения. На ней были представлены в основном произведения из собрания Третьяковской галереи. В музее хранится около 140 живописных и более 400 графических работ Верещагина, приобретенных основателем Галереи Павлом Михайловичем Третьяковым. Этот обширный материал позволяет провести монографическую выставку, основываясь на фондах Галереи. Привлечение экспонатов из других собраний расширяет фокус зрения на творчество Верещагина.


Третьяковская галерея на Крымском Валу
ул. Крымский Вал, д. 10
до 15 июля 2018


Изображения:
1. Побежденные. Панихида. 1878-1879
2. Факир. 1874-1876
3. Апофеоз войны (фрагмент). 1871
4. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876
5. Двери Тимура (Тамерлана). 1872

Прочитано 543 раз

Галерея изображений