Японская раскрашенная фотография эпохи Мейдзи (1868–1912)

Оцените материал
(1 Голосовать)

До 17 июня 2018 года в Мультимедиа Арт Музее Москва выставка японской раскрашенной фотографии эпохи Мейдзи. 

Представленная в рамках Фотобиеннале-2018 подборка из более 100 фотографий из собрания Мультимедиа Арт Музея перекликается с гравюрами прославленных мастеров (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и др.). А принимающий участие в выставке Государственный музей Востока дает атмосферу эпохи коллекцией традиционных ширм и кимоно.

Раскрашенная фотография является своеобразным гибридом европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. После длительного периода самоизоляции эпоха Мейдзи стала переломным периодом в японской истории и определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века, в эпоху богатую важную политическими событиями и научными открытиями. Именно тогда фотография была одобрена и пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов сделаны фотографии императора-реформатора Муцухито и его супруги, первые после существовавшего долгое время запрета на изображение императора. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Расцвет искусства фотографии в Японии последней четверти XIX века обеспечили западные мастера: англичанин итальянского происхождения Феликс Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898).

Начинания европейских учителей продолжили их японские ученики и последователи – Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923?) и Огава Кадзумаса (1860–1929). Их работы принадлежат одновременно и японской, и западной культуре. По подсчетам исследователей за вторую половину XIX века было создано более 200 000 снимков Японии, складывающихся в своего рода энциклопедию образов, где явно или неявно проступает японская визуальная культура. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке (название жанра означает «картины преходящего мира»). Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мейдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них, так или иначе, присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику.

В экспозиции соседствуют снятые на улицах постановочные кадры и мизансцены в фотоателье, где повседневность превращается в экзотический ритуал, а собирательные и типические образы гейш и самураев изображают переодетые актеры. Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм, а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода. Представленные на выставке фотографии поистине «отражения преходящего мира», ибо выполнены в технике альбуминовой печати, неумолимо угасающей от солнечного света…
                                                                                                                                                                            О.Т.

Мультимедиа Арт Музей Москва
ул. Остоженка, д. 16
до 17 июня 2018

Прочитано 105 раз