Дети нынешние: «Почему современные дети такие наглые и бесконтрольные? Неужели нынешние родители слишком мягкие?» – Яндекс.Знатоки – 5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Содержание

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития

Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

Читайте также:

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева

Фото: Dmitry Naumov/Sunny studio/Shutterstock.com

Почему современные дети будут свободнее и счастливее, чем их родители

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сегодня основную массу родителей составляют миллениалы, то есть люди, родившиеся в период между 1980-м и 2000 годами и в раннем возрасте заставшие расцвет современных технологий. Когда-то именно их упрекали в эгоизме, избалованности и индивидуализме. Однако пока общество было занято выяснением, кто такие миллениалы, вчерашние дети выросли и сами стали родителями, хотя заводить малышей они предпочитают как можно позже. Естественно, у современных родителей изменился подход к родительству и к принципам воспитания.

Мы в AdMe.ru попытались выяснить, как современные родители воспитывают своих детей и каким образом взгляды и привычки родителей-миллениалов отразятся на будущем их чад.

Особенности родителей-миллениалов

Во-первых, они позже становятся родителями. Средний возраст современных мам — 26 лет. Кроме того, у них более высокий уровень образования: в основном высшее или незаконченное высшее. В-третьих, они меньше наказывают детей, учат их быть самими собой и не бояться пробовать что-то новое. Миллениалы строят отношения с партнером на демократических принципах и более склонны к компромиссам. В-четвертых, современные родители не так одержимы идеей успеха и высоких достижений, им важнее душевный комфорт и спокойствие.

Вот еще несколько характерных черт родителей-миллениалов.

Они проще относятся к испорченным вещам

В связи с растущим благосостоянием родители-миллениалы относятся к материальным ценностям менее трепетно, но при этом тратят на детей значительно больше денег по сравнению с предыдущими поколениями. Возможно, причина кроется в осознанном родительстве, то есть пары заводят детей, когда у них уже есть некая материальная база.

Раньше за испорченную игрушку или порванные штаны ребенка ругали, а для современных родителей разобранная машинка — сенсорный способ игры, развитие мелкой моторики и метод познания окружающего мира. Может быть, у них вырастет будущий инженер-изобретатель. Ребенок покрасил белую скатерть? Растет творческий человек, надо бы купить ему набор новых красок или легко смываемые фломастеры. То же самое и с одеждой: можно валяться в снегу или падать в траву сколько угодно, все равно комбинезон непромокаемый, а джинсы можно отстирать при помощи нового моющего средства.

Для них не так важны авторитеты и дисциплина

Для детей прошлых поколений была важна некая вертикаль и иерархия: «Есть взрослый, он старше и умнее, а я должен его слушаться». Самовыражение и высказывание своей точки зрения не поощрялись. Современные дети получили право голоса, они могут разговаривать со взрослыми на равных — и их не накажут за отстаивание своей точки зрения. Дети миллениалов с малых лет привыкают к тому, что к их мнению прислушиваются.

Родители стараются воспитать в детях критическое мышление, дать возможность посмотреть на ситуацию с нескольких сторон и выслушать разные мнения. Сегодня школьники могут мгновенно проверить любой факт в смартфоне, поэтому учитель для них перестал быть непререкаемым авторитетом, они не принимают все сказанное учителем на веру и способны сами проверить информацию. И это хорошо, ведь ценность своей думающей головы на плечах гораздо выше.

У них другое отношение к еде

Консультация на тему: Современные дети — какие они

Современные дети. Какие они?

Родительское собрание

Сравнивая  мир социальных взаимоотношений, мир познания, мир культуры и истории детей 20 века и современных детей, мы видим и понимаем, что дети изменились. Они не стали лучше или хуже. Они стали другими.  Какие же они современные дети?  

Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми.

Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важным. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо, но с другой – ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми. Общение в социальных сетях, на форумах психологически гораздо проще, нежели личное общение.

Дети потеряли многие волевые качества, снизился их общекультурный кругозор. Старшее поколение прекрасно запоминало отрывки из произведений, цитаты из фильмов, у нынешних детей такой необходимости нет. Они с детства знают, что хранить лишнюю информацию в голове бессмысленно, ведь всегда можно обратиться к Интернету. Возможно, что из-за этого у современных детей наблюдается снижение памяти.

Дети выглядят отчужденными, постоянно сидят в наушниках, играют в телефонные и компьютерные игры. Многие взрослые воспринимают это как проявление эгоизма и безразличного отношения к старшим. На самом же деле ребенок XXI столетия просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос «Кто я в нынешнем мире?». Ответ этот дети искали и ищут всегда. Но современные дети находят этот ответ самостоятельно.

Современные дети не спрашивают о прошлом,  не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни, идти в ногу с техническим прогрессом. Но задача взрослых – развивать интерес детей к истории. Ведь кто не знает прошлого — не сможет понять и сориентироваться в сегодняшнем и будущем.

Более опасным является другой вопрос современной жизни. Общество и родители чрезмерно настроены на успех. Еще с дошкольного возраста ребенка зацикливают на достижение результата. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно сравнивают. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях – уважении к самому себе,

свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивную самооценку, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая результата, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом «А счастливы ли те, кого мне ставят в пример?».

Находиться в условиях непрекращающейся гонки очень сложно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает о том, как бы сделать счастливыми своих родителей, т.е. оправдать их надежды.

В современном обществе неполная семья стала почти что нормой. Дети по-другому воспринимают брак и родственные отношения. Семьи для них менее ценны. Для ребенка семья перестала быть опорой, местом, где ему могут помочь решить его проблемы. Все большее отчуждение от родителей, недостаток внимания или, наоборот, гиперопека, вносят дисбаланс в отношения родителей и детей.

Соблюдение прав ребенка в современном мире также становится проблемой, осознаваемой в том числе и самими детьми: они борются за свои права, создаются центры правовой помощи детям и т.д.

 Современный ребенок – независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. С течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком становится все очевиднее. Сегодня невозможно в воспитании детей применять подходы и методы, бывшие актуальными много лет назад.

Но родителям необходимо помнить:

дети нуждаются в том, чтобы их поняли.

Лучший способ узнать детей — общаться с ними!

Если взрослые хотят, чтобы мечты детей сбывались, они должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их истинные намерения. С уважением относиться к их правам, открыто показывать детям свою любовь, позволять им учиться на естественных последствиях поступков, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей.

Современные дети могут «читать» взрослых, как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать

ими. И делают это так, что окружающие иногда не осознают этого!

Если дети замечают, что в попытках взрослых заставить их сделать что-то присутствует скрытый мотив, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют,

что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если взрослые не выполняют своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить им вызов.

Поэтому, если родители постоянно сталкиваются с сопротивлением со стороны детей, первым делом взрослым нужно проверить себя, своё поведение.

Родители помогают маленькому человеку в развитии его тела и воспитании культурных навыков. А вот если пытаются переделать характер… Вот тогда начинаются трудности и проблемы. Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее.

Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.

Чувствуйте!

«Современные дети. Какие они?»

«Современные дети. Какие они?»

СЛАЙД 1.

Сравнивая  мир социальных взаимоотношений, мир познания, мир культуры и истории детей прошлого 20 века и современных детей напрашивается вывод о том, что дети изменились. Они не стали лучше или хуже. Они стали другими.  Какие же они современные дети?  Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений? Об этом я сегодня хочу с вами поговорить.

СЛАЙД 2.

Современных детей называют по- разному. Например, «дети нового тысячелетия» ; «дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного; во Франции их называют «тефлоновые дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения. А еще, согласно теории поколений, детей, родившихся в 2000 годах называют Поколением Z. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»).

5 главных отличий ребенка XXI века: версии ученых

Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени.

СЛАЙД 3.

По мнению кандидата психологических наук Александра Снегурова, сегодняшний ребенок — это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.  Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма. Однажды с учениками 9–10-летнего возраста пошли в музей, где были представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы. Экскурсовод рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS’ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи. 

СЛАЙД 4.

Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого, считает историк Никита Соколов. Для них новый мир — единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.  Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой — ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми. 

СЛАЙД 5.

По мнению психиатра Натальи Кириллиной, с первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях — уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет. 

СЛАЙД 6

Социолог Дарья Халтурина считает, что современный ребенок — независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10–20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с этим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее.

Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу. 

СЛАЙД 7

Доктор медицинских наук Игорь Конь отмечает слабое здоровье современных детей. В последние 30–40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой — большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор — отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.

СЛАЙД 8

В отличие от детей прошлого века у детей нынешних с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивным путем возникают в правом полушарии мозга. Вышеупомянутая острая потребность в получении информации заставляет их искать новые возможности ее удовлетворения. Если они не получают необходимой порции информационной энергии, то начинают проявлять недовольство и агрессию. Почти у всех современных детей объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной памяти выше, что позволяет им воспринимать и перерабатывать большее количество информации за весьма короткий промежуток времени. Эта способность дана им для того, чтобы в веке высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. На вопрос родителей современных детей «почему их дети часто становятся капризными и агрессивными» можно с уверенностью ответить, что дело именно в повышенной потребности ребенка к восприятию информации. Недаром, почти все дети любят смотреть телевизор, в котором их особенно привлекает реклама, отличающаяся динамичностью и сжатостью. На этом же принципе построены все компьютерные игры, приложения и прочие приманки для детей.

«Динамичность, яркость, информация и сжатость. Усвоить максимум за короткий срок» — вот лозунг современных детей. Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. «Клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, фрагментарность информационного потока, алогичность, полная разнородность поступающей информации, высокая скорость переключения между частями, фрагментами информации, отсутствие целостной картины восприятия окружающего мира. В связи с этим, намечается такая тенденция – неспособность многих людей системно воспринимать информацию, системно мыслить и, соответственно, излагать свои мысли. Человек привыкает к постоянному мельтешению, сменам картинок и образов и уже не может воспринимать классические ленты, музыку, литературу — все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы. Клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда. С другой стороны, клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность,  дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Клиповое сознание вошло в наших детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так и во всех жизненных аспектах.

Каков выход из этой ситуации?

На мой взгляд он очевиден. Первично изменилось само общество, следовательно должны измениться и методики подачи внутренней информации.

Сейчас ребенок уверенно выступает не «младшим» по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и в совместной деятельности. От данного пункта никак нельзя отмахиваться. «Каждый сверчок — знай свой шесток» оставьте, пожалуйста, в веке минувшем.

Ведь только при условиях равноправия, у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. А значит, нам с вами уже сейчас под силу создать общество успешных и уверенных в себе людей. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Как же это сделать, спросите вы? Начните с самих себя в первую очередь. Дети часто используют метод психологического «давления на кнопки». Если они замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.

Дети – прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам узнать, как мы манипулируем другими людьми. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со стороны  детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их способностей или в подъеме на новый уровень развития.

Современным детям нужна помощь, но для роста не менее необходимы и трудности, проблемы, от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.

СЛАЙД

Три главных кита современного воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль.

Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда детям следует позволять самостоятельно устанавливать границы, чтобы они учились проявлять инициативу.

Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.

С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.

Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.

Не общайтесь свысока или с позиции сильного.

Уважайте ребёнка так же, как любого другого члена семьи, знакомого и просто человека, ведь он тоже таковым является.

Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребёнок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.

Общаться с ребенком тяжело, но в то же время общение является привилегией. Дети замечают хитрость и ложь, поэтому не стоит применять их: дети намного умнее, чем кажутся.

Наблюдайте за общением детей: они многому могут научить!

Итак, современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию. Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни. Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Удачи, Вам, дорогие родители, здоровых, благодарных детей и радости родительского общения!

3

находим подход к собственному ребенку

В этой статье:

Современные дети отличаютсяразвитие образного мышления у детей дошкольного возраста от воспитанников советского времени. Во всем. От потребностей и интеллекта до психологических особенностей. В чем причина? В первую очередь в измененных условиях обитания, к которым приложили руку человек и прогресс. И не менее важная причина – культивация новых форм воспитания, основанных на принятии ребенка и любви. Три главных кита такого воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль. Все то, чего современные дети имеют намного больше, чем советские и постсоветские.

Особенности современных деток

Нормальное развитие детей требует полноценных условий развития. Большинство родителей ограждает малышню от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных факторов, которыми наполнена жизнь. В результате этого вырастают эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возрастани на что не способные дети, трясущиеся от страха при виде любых проблем, ведь они не только не умеют их решать, но и не знают, как себя вести в подобных ситуациях.

Также у современной детворы нет чувства вины. Они невосприимчивы к тактике ее внушения, к которой часто прибегают в семьях и общественных учреждениях на ранних этапах развития. Современные отпрыски плохо реагируют на нотации, наказания, принуждение и прочие общепринятые методы воспитания и приемы, используемые педагогами и родителями.

Этим детям не страшны даже телесные наказания. Их практически невозможно «поставить на место». Это удается немногим и при помощи ограниченного количества мер.

Наиболее важным для современных чад является уважение. Только на него они реагируют и откликаются. Взрослые должны уважать не только мелких карапузов как разумных личностей, но и их проблемы, развитие музыкального слуха у детей дошкольного возрастакоторые они считают не менее сложными, чем родительские трудности.

Большинство этих детей ведут себя не очень хорошо. Многих можно даже назвать неблагополучными. При этом каждый из них нуждается в шансе получить от взрослых те советы, которые смогут поощрить лучшее, что есть в каждом отдельном ребенке.

Эти малыши приходят в наш несовершенный мир совершенными. Внутри у них есть стержень и интуитивное ощущение хорошего и правильного. Поэтому они легко и четко определяют плохие слова и поступки, совершаемые другими. Вы спросите: почему они тогда сами говорят и поступают плохо? Да потому, что так делают другие. Раз это позволено одним, почему нельзя другим? Почему нельзя этому конкретному ребенку, который, как и другие современные дети, не любит запретов, даже если они не произносятся вслух? Это бунтари, требующие от нас выполнения правил их же нарушением. Так они указывают нам на наши ошибки. Не зря говорят, что воспитывать следует не детей, а себя, ведь они все равно вырастут похожими на нас.

Кроме уважения, у современных детей остро развита потребность в любви. А еще они ни при каких обстоятельствах не одобрят ложь, развитие образного мышления у детей дошкольного возрастаманипуляции и насилие. Им нужны объяснения, и отговорки типа «потому что я так сказал» их не устраивают.

Растить полноценную личность нет смысла – она перед нами. Ей только следует помогать совершенствоваться и «обрастать» новыми знаниями и опытом. Для этого всего лишь нужно серьезно относиться к собственному ребенку, его мнению, желаниям и жизненной позиции. Не стоит менять кроху – стоит изменить себя, свое мышление и ожидания относительно поведения любимого чада. Только таким сложным путем можно достичь желаемого. В помощь родителям в воспитании современных отпрысков направлена позиция мира и согласия.

Особенности воспитания

Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Это становится понятно в результате общения с представителями современной детворы. Для воспитанияразвитие образного мышления у детей дошкольного возраста ребенка 21 века специалисты рекомендуют использовать следующие принципы.

  • Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода.
  • Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
  • Иногда малышне следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
  • С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
  • Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
  • Не общайтесь свысока или с позиции сильного.
  • Уважайте кроху так же, как любого другого члена семьи, знакомого и просто человека, ведь он тоже таковым является.развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые кроха не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
  • Общаться с ребенком тяжело, но в то же время общение является привилегией.
  • Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
  • Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!

Современные дети и дисциплина

Многим родителям кажется, что современные дети и дисциплина – это несовместимые понятия. Однако это не так. Даже самого неуправляемого ребенка можно дисциплинировать. Для этого всего лишь необходимо:

  • постоянно информировать физминутки для дошкольниковребенка о событиях и поддерживать его вовлеченность в них;
  • предотвращать недопонимание простыми объяснениями;
  • не использовать приказной тон, общаться уважительно;
  • выполнять данные обещания;
  • моментально реагировать на любую ситуацию;
  • ни в коем случае не использовать физическое наказание и оскорбления;
  • никогда не унижать детей!

Личностные качества

Зная личностные качества детей нового поколения, вам легче будет найти с ними общий язык. Итак, по мнению многих педагогов и родителей, большинство современных детей:

  • гиперактивны;развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
  • непослушны;
  • самоуверенны;
  • себялюбивы;
  • трудно концентрируют внимание;
  • быстро и легко поглощают информацию;
  • легко анализируют и делают выводы;
  • не умеют играть.

Достаточно специфические личные качества, но при этом легко объясняемые и закономерные для сегодняшнего дня, в котором у родителей имеется большой запас времени для работы и увлечений и почти не остается времени для детей. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания с ним общаться, тем более что часто это более многогранный, совершенный, занимательный и глубокий представитель человечества, чем его родитель.

Проблемы современных детей

Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно ихразвитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.

Таким образом, у детей 21 века имеется ряд серьезных проблем. Они:

  • мало общаются со сверстника;
  • мало общаются в реальности, живя в виртуальном мире;
  • практически не находятся на свежем воздухе;
  • не следят за гигиеной;
  • не имеют распорядка дня;
  • пренебрегают физическим здоровьем;
  • не контролируют количество получаемой информации, вследствие чего страдают от ее переизбытка и низкого качества;
  • не имеют ценностей;
  • имеют сложности с эмпатией, с выражением и контролем эмоций;
  • растут замкнутыми в собственном мире и фантазиях;особенности развития речи детей дошкольного возраста
  • не умеют сопереживать, радоваться и любоваться красотой окружающего мира.

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.

Что делать родителям?

Как понятно из вышенаписанного, жизнь современного дитяти не так проста и безоблачна, даже если она заполнена ноутбуками, планшетами, приставками, смартфонами и прочими благами современной цивилизации. Вместе с ними они обзаводятся уймой особенности развития речи детей старшего дошкольного возрастапсихологических проблем, которые могут помочь решить только родители. Однако хотелось бы отметить, что проблемы лучше не решать, а предотвращать.

Первое и самое главное правило в воспитании современных детей – жесткий контроль «гаджетомании»! Контролировать необходимо не только компьютеры и планшеты, но даже телевизоры. Если правило ввести до того, как ребенок станет зависим от гаджетов, то проблем не возникнет. При введении ограничения уже во время «заболевания» у крохи может начаться своеобразная «ломка», как у любого другого зависимого человека, проявляющаяся припадками ярости, истериками, скандалами, попытками шантажа. Но как только малыш привыкнет к новым правилам, он сразу изменится. Станет более спокойным, у него разовьются навыки игры, он заинтересуется окружающим миром.

Специалисты рекомендуют проводить больше времени с сыном или дочерью – гулять, путешествовать, посещать музеи, театры, зоопарки, ходить в подходы, по грибы и ягоды. Отпрыска следует учить доброте, любви ко всему живому – от растений и животных до себе подобных представителей человечества. Какие бы ценности не навязывало детям общество, главные из них могут привить только родители. Все, что для этого нужно, – любить своего малыша, желать находиться рядом с ним, уделять ему время и внимание, а также быть примером для подражания.

Современные дети, какие они?

Современные дети: какие они?

Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,

если на 10 лет вперёд — сажай лес, 
если же на 100 лет — воспитывай детей. 
(Народная мудрость)

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один — современным детям – современное образование. А современные дети, — какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все — таки не так?

По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.

Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».

Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.

  • изменения информационного и технологического пространства.

  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство.

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

. Вот некоторые особенностей современных детей:

1.Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.

2.Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.

3. Дети очень образованы в области информационных коммуникаций. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но сочинить или рассказать что-то — проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально — значительно позже. Многие дети совершенно несамостоятельны.

4. Они мало общаются «в живую», говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок «застрял» на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.

5. Очень плохо сформировано умение разрешать конфликты. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.

6. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.

7. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 — 9 лет, современные дети переживают в 10 — 12 и более травматично.

Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды.

8. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.

9. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

10. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир — это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым, пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет.

Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей).

Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.

Всё это можно обеспечить, реализуя в повседневной практике системно-деятельностный подход в обучении, который является инструментом реализации ФГОС.

Болезней меньше, психологических проблем больше

«Они не такие как мы», — сетуют сегодня родители, наблюдая, как трехлетки с легкостью управляются с планшетами и смартфонами. Будущее наступает стремительно, меняя мир вокруг. К чему это приведет? Как вести себя родителям? Можно ли защитить ребенка от новых рисков? Отвечаем на вопросы вместе с экспертами научной конференции Futuremed 2019.

ИЗМЕНИЛАСЬ СТРУКТУРА БОЛЕЗНЕЙ

Современные дети живут в век технологии и информации. С ранних лет они окружены планшетами, гаджетами и компьютерами. Это неизбежно сказывается на их поведении и мышлении. Но стоит ли бояться этого прогресса?

Точного ответа на этот вопрос у ученых пока нет. Должно пройти еще десять-пятнадцать лет, чтобы специалисты точно оценить влияние «цифрового мира» на ребенка. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.

Известный врач-педиатр Федор Катасонов рассказывает, что у нового поколения изменилась сама структура заболеваний. Если раньше основную угрозу представляли инфекционные болезни, то сейчас их сменили бронхиальная астма, аллергии, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства аутического спектра.

— На первый план выходят не телесные болезни, а душевные. И родители должны вовремя понять, что у ребенка есть проблемы. Как? Например, если он проявляет одну и ту же схему поведения в разной среде – в садике, на улице, дома – мы ставим галочку и ведем его к психоневрологу, — советует психотерапевт, разработавшая несколько уникальных программ по работе с детьми, Ирина Млодик. — Еще вариант. Если ребенок постоянно доводит мать, а в садике ведет себя отлично – то, скорее, дело в системе. Тогда уже мама должна обратиться к психологу. Родителям не надо бояться, что проблема в них. Ничего страшного. Нужно немного изменить свое поведение, и ребенок тоже поменяется. Специалист просто подскажет, что делать.

«ОБНАРУЖИТЬ И ИССЛЕДОВАТЬ»

Отбирать и запрещать смартфоны психологи не советуют. Современные дети и без того преуспевают в хакерских навыках. А любой запрет, как известно, рождает желание.

— Не нужно препятствовать прогрессу и тому, что все меняется, — считает Ирина Млодик. — Надо наблюдать за тем, как адаптируются дети. Попытаться понять, что и почему меняется. Любимый российский метод: «обнаружить и запретить» здесь не работает. Придерживаемся другого способа: «обнаружить и исследовать».

Родители не должны ругать детей за то, что те уходят с головой в виртуальный мир и часами зависают на «Ютубе». Часть вины лежит и на взрослых. Им все сложнее организовать досуг для подрастающего поколения. Поэтому ребята выкручиваются, как могут.

— У родителей мало времени и сил, чтобы пойти в поход или что-то сделать вместе с ребенком, — считает психотерапевт. — Я отношусь к социальным сетям без какой-то паники. Не надо параноить, что дети сидят «ВКонтакте». Социальная сеть позволяет освоить разные навыки. Ребята заводят свои странички, рассказывают о себе, общаются, пускай и таким образом. Просто нужно знать, чем ребенок живет, что именно он делает в интернете. И если ребята поспевают за прогрессом, то взрослые – не всегда. Поэтому мы зачастую тормозим их, пытаясь внести свой консерватизм.

Отдельный разговор – маленькие дети. Эксперты сходятся во мнении, что два-три года — не самый подходящий возраст для ютьюба. Родителям советуют не перекладывать ответственность за воспитание ребенка на планшет. Да, это удобно. Включил мультики – оставил чадо на диване – там его потом нашел спустя час. Однако злоупотреблять этим лайфхаком не стоит.

— В наших рекомендациях написано, что гаджеты не должны быть нянькой для ребенка. Из-за этого у малышей может возникнуть задержка в развитии речи, а у более старших детей – малоподвижность. Планшеты и телефоны заменяют живое общение с родителями, — говорит педиатр Федор Катасонов. – Начинать знакомство с устройствами стоит с общения с родственниками. Например, встречи по скайпу с бабушками или дедушками. Это то, что способствует живому общению.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Телесные наказания больше не работают

Еще одно важное изменение, на котором делают акцент специалисты — строгость и телесные наказания с современным ребенком не работают. Для некоторых родителей это серьезный вызов, с которым справиться они не могут, а как действовать иначе – не знают.

Строгость и телесные наказания с современным ребенком не работают Фото: Андрей КАРА

Строгость и телесные наказания с современным ребенком не работаютФото: Андрей КАРА

— Важно быть не друзьями со своими детьми, а видеть в них людей, — объясняет Ирина Млодик. – В этом детская аудитория меняется. Они ощущают свои права и хотят, чтобы к ним относились, как к людям. Они чувствительны к неуважению.

Мамам и папам психолог советует не злоупотреблять родительской властью. Единственное, что они сейчас могут сделать — общаться с ребенком, обсуждать и договариваться.

— Это сложно, так как мы должны ощущать свой авторитет, — говорит Млодик. — Но мы должны понимать, что мы взрослее и должны выдерживать больше, чем дети. Там, где ребенок может распсиховаться и закричать, мы должны выдержать его реакцию.

ВАЖНО!

Не забрасывайте свою жизнь

Ирина Млодик рассказывает, что мамы и папы часто спрашивают ее про родительский минимум. Вопрос звучит так: что родитель может сделать для ребенка?

— Я всегда говорю, что взрослые должны пойти и разобраться с собой. Если вы можете переваривать свою жизнь и не вываливать то, что происходит, на ребенка – он со своей жизнью как-нибудь справится. Самое сложное – это когда мы переполняем детей продуктами нашей психики: тревогой, ожиданиями, страхами.

Ирина Млодик рассказывает, что мамы и папы часто спрашивают ее про родительский минимум Фото: Личный архив

Ирина Млодик рассказывает, что мамы и папы часто спрашивают ее про родительский минимумФото: Личный архив

Второй совет: транслировать ребенку правильную модель поведения.

— Если они видят перед собой мать, которая задвинула свою жизнь и водит его по десяти кружкам – не стоит надеяться, что в 40 ребенок добьется космических успехов. Другое дело – если дочь или сын наблюдают за мамой или папой, которые счастливы и здоровы.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Контролировать подростка невозможно. Родители нужны детям только до 5 лет

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о