Количество вдохов в минуту у детей норма: Частота дыхания у детей во сне, при температуре, болезни, после рождения. Норма по возрасту – Частота дыхания у детей: норма по возрастам — таблица, у новорожденных

норма, таблица и рекомендации врачей


Думаем, вы нечасто обращаете внимание на то, сколько вдохов вы делаете в минуту. Для взрослых здоровых людей такая величина, как частота дыхательных движений, не слишком актуальна. Чего нельзя сказать о новорожденных: частота дыхания у детей не зря является одним из важнейших показателей самочувствия и развития, позволяя отслеживать и вовремя реагировать на различные заболевания и патологии.

Новорожденный зевает

Новорожденный зевает

Как и зачем надо считать ЧДД?

Начнем с того, что при любом терапевтическом осмотре врачи проверяют ЧДД новорожденного вместе с пульсом: вот насколько данная величина важна в оценке состояния малышей. Дело в том, что младенец не сможет вам сказать, что с ним что-то не так, и порой отклонение в частоте дыхания является единственным признаком развивающегося заболевания. Но до того как делать какие-либо выводы о здоровье вашего крохи, нужно научиться эту информацию собирать.

При подсчете ЧД грудничка важно соблюсти несколько моментов, чтобы данные были достоверными, а в остальном процедура элементарна и займет буквально минуту.

  • Считайте частоту дыхания только в состоянии покоя. Если ребенок активно крутится, ползает или ходит, дыхание будет учащенным. Если малыш разнервничался, перевозбудился или плачет, частота дыхания также увеличится. Легче всего будет определить величину во сне, когда информацию ничто не будет искажать.
  • Считайте количество вдохов за минуту. Если вы посчитаете вдохи за 30 секунд и умножите на 2, информация может быть неверной из-за аритмического дыхания, свойственного новорожденным.
  • При подсчете можно не использовать никаких дополнительных приспособлений. У грудничков движения грудной клетки и диафрагмы проявляются отчетливо, поэтому подсчитать ЧД у новорожденного можно, даже его не касаясь.

Получив данные, вы можете запаниковать: тут и нереальные цифры, и аритмия, и непонятные задержки в дыхании! Стоит ли бить тревогу и идти к врачу или ситуация развивается в пределах нормы?

Довольный малыш

Довольный малыш

Идеальный расклад

Конечно, есть определенная установленная норма частоты дыхания для различных возрастов, которую ниже мы представим в виде таблицы, и именно от данной информации можно отталкиваться, оценивая состояние малыша. Так, если у новорожденного до года ЧДД составляет 50 вдохов в минуту, то переживать не стоит, а вот если речь идет о двухлетнем ребенке в состоянии покоя, то это уже ненормально.
Таблица норм ЧДД у детей

Таблица норм ЧДД у детей
Но к правильному дыханию относится не только количественный, но и качественный фактор, который в таблицу обычно не включают. Считается, что оптимальным дыханием является смешанное: это когда ребенок может переключаться с грудного типа на брюшной и обратно. Так легкие максимально вентилируются, что не дает установиться в них среде, благоприятной для размножения вредоносных микроорганизмов. Вот только стоит учесть, что для новорожденных дыхание диафрагмой типичнее грудного, поэтому паника в случае недостаточного проявления последнего будет неоправданной.

К тому же, мы привыкли, что дышать правильно – это делать глубокий плавный вдох и размеренный выдох, и, конечно же, такой расклад является идеальным и для малышей. Но из-за особенностей организма новорожденных такая картина довольно редка, а отклонения от нормы «глубокий вдох – плавный выдох» заставляют родителей переживать и волноваться. Но стоит ли?

Совет

Носовые ходы у новорожденных узкие и легко забиваются, а ртом малыши дышать не могут, что приводит к одышке, сопению и хрипению особенно во сне. Вот почему так важно чистить младенцам носик от пыли и грязи и не допускать сильного отека слизистой.

Спящий младенец

Спящий младенец

Опасно ли периодическое дыхание?

Синдром Чейна-Стокса, или периодическое дыхание, характерен для недоношенных деток, хотя и у родившихся в срок встречается нередко. При таком дыхательном процессе малыш дышит редко и поверхностно, затем переходит к более частым и глубоким вдохам, после достижения пикового вдоха опять дышит реже и поверхностнее, а затем наступает непродолжительная задержка. Со стороны может показаться, что это какой-то приступ, и ребенку срочно нужна помощь, но если отойти от понятия «взрослой» нормы, то окажется, что ничего страшного здесь нет. Обычно подобный тип дыхания уже к месяцу несколько выравнивается, а к году от него не остается и следа. Зато сколько нервов периодическое дыхание отнимает у неподготовленных родителей!

Совет

Даже когда проблемы со здоровьем нет, учащенное дыхание новорожденного означает, что грудничок дышит поверхностно, а значит, легкие вентилируются недостаточно тщательно.

Осмотр новорожденного в роддоме

Осмотр новорожденного в роддоме

Риски частого, редкого дыхания и паузы

Если частое, брюшное и даже аритмичное дыхание у детей является нормой, то как понять, что возникла проблема, и не упустить момент?

Учащенное дыхание (тахипноэ) будет считаться критическим при отклонении от возрастной нормы на 20%. Данное состояние может свидетельствовать о ряде заболеваний: от простуды, гриппа, ложного крупа и бронхита до серьезных инфекций, а также легочных и сердечных патологий. В большинстве случаев учащенное дыхание, которое должно вызвать у вас опасение, будет сопровождаться одышкой или сопением малыша.

Замедленное дыхание (брадипноэ) для грудничков несвойственно. Если вы насчитали вдохов меньше нормы, это может быть признаком развивающегося менингита, но, скорее всего, ваш ребенок растет, и частота дыхания ребенка снижается именно из-за этого. Говорить о замедлении, опять же, можно только в случае если показатели ниже возрастной нормы на 20%.

Задержка дыхания (апноэ) – абсолютно нормальное явление, особенно если речь идет о периодическом дыхании, но при этом она не должна превышать 10-15 секунд. Если малыш не дышит дольше 20 секунд и приступ сопровождается бледностью, аритмичным пульсом и посинением кончиков пальцев и губ, то следует незамедлительно вызвать скорую: такая ситуация далека от нормы, и ребенку необходимо обследование.

Совет

Если ребенок родился недоношенным, то лучше сразу узнать, как действовать при апноэ, чтобы не впасть в ступор, когда он на время перестанет дышать. Если не укладывать ребенка на спину во время сна и знать базовые приемы провоцирования вдоха вроде простого массажа или сбрызгивания холодной водой, такие моменты не доставят много хлопот ни грудничку, ни вам.

Сколько вдохов ваш малыш делает за минуту, однозначно надо отслеживать на регулярной основе. Конечно, только вам придется решать, справитесь ли вы сами или вызовете врача, но, надеемся, информация в статье поможет вам принять правильное решение.

Количество вдохов в минуту у детей норма — Давление и всё о нём

Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

норма чдд у детей таблица

Как правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности. Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику. Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

Особенности дыхательной системы ребенка

Первое, чего так долго ждет будущая мама — первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:

• Они достаточно узкие.
• Относительно короткие.
• Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).

пульс у детейПоэтому даже при незначительных катаральных явлениях слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат — затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

Правила подсчета частоты дыхания

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений — это норма.

вдох выдохУ грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Норма ЧДД у детей

Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.

 частота дыхательных движений в минутуКак видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

Типы дыхания

Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).

чдд в минуту

Учащенное дыхание

Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

Задержка дыхания во сне

Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать «Скорую помощь», чтобы предотвратить необратимые последствия.

измерение чддЗаключение

Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.

норма чдд у детей таблица

Подводя итоги

Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!



Source: fb.ru

Читайте также

Дыхание ребенка в минуту при температуре

Учащенное дыхание называется тахипноэ. При таком состоянии глубина вдохов остается постоянной, а увеличивается только их количество. Этим одышка отличается от тахипноэ. Дыхание с повышенной частотой – признак кислородной недостаточности. Так организм пытается восстановить нормальный газообмен.

Тахипноэ иногда возникает временно, например, перед приступом бронхиальной астмы, а иногда наблюдаться постоянно. Это зависит от вызвавших его причин. Ускоренное дыхание не является самостоятельным заболеванием, но может быть симптомом другой болезни, физиологической особенностью или следствием физической активности. На частоту дыхания у детей влияют следующие факторы:

  1. Возраст – грудной малыш дышит в 3 раза чаще, чем подросток.
  2. Физическая активность – после занятий спортом или зарядки дети совершают больше вдохов и выдохов.
  3. Масса тела – полный ребенок дышит чаще.
  4. Самочувствие – многие болезни сопровождаются учащенным дыханием.
  5. Индивидуальные особенности строения дыхательной системы.

Говорить об ускоренном детском дыхании можно только в сравнении с возрастными нормами. Считать количество вдохов-выдохов лучше во сне, потому что во время бодрствования их становится больше. Именно поэтому ниже будут приведены не одиночные значения, а их диапазон. Проводится подсчет движений диафрагмы за минуту. Считать нужно все 60 секунд, так как дыхательный ритм в течение времени может меняться.

Для детей разных возрастных категорий установлены следующие нормы показателя «вдох-выдох» за 60 секунд:

  • новорожденный (возраст до 1 месяца) – 50-60;
  • 1–6 месяцев – 40-50;
  • 6–12 месяцев – 35-45;
  • 1–4 года – 25-35;
  • 5–10 лет – 20-30;
  • от 10 лет – 18-20.

С возрастом количество дыхательных движений у детей уменьшается. Подросток дышит так же, как взрослый человек. Поэтому если для новорожденного младенца 60 вдохов в минуту является нормой, то для родителей десятилетнего ребенка это станет причиной похода ко врачу.

Частое дыхание у грудного малыша объясняется несовершенством строения дыхательной системы. Она еще продолжает развиваться. В течение нескольких месяцев после рождения дыхательные пути малыша расширяются и количество вдохов-выдохов начинает снижаться. Тахипноэ у новорожденных – это нормальное явление, которое наблюдается и у детей, родившихся в положенный срок, и у недоношенных малышей. Однако дыхательная система ослабленных детей созревает дольше.

В остальных случаях, за исключением физической активности, учащенное дыхание при наличии других специфических признаков – это показатель того, что ребенок нездоров.

В совокупности с другими признаками частое дыхание в детском возрасте является симптомом следующих заболеваний:

  1. Простудные заболевания – сопровождаются частым дыханием при температуре, насморке, кашле, общей слабости.
  2. Аллергия – не является прямым заболеванием органов дыхания, но проявляется через них. Частое дыхание появляется при нехватке воздуха из-за отека слизистой.
  3. Бронхиальная астма – дыхание может ускоряться при назревающем приступе.
  4. Хронический бронхит – признаком станет затянувшийся до двух месяцев влажный кашель по утрам иногда с отхождением гнойной мокроты в совокупности с частым дыханием.
  5. Пневмония или плеврит – диафрагма ребенка интенсивно движется, он жалуется на трудности с дыханием, подкашливает, присутствует небольшая температура.
  6. Туберкулез – характеризуется невысокой температурой, слабостью, потерей аппетита, подкашливаниями.

Если тахипноэ является признаком заболеваний сердца или сосудов, то одновременно будет отмечаться потеря веса, появление вечерних отеков на ногах, непроходящая слабость. Дыхание меняется после непродолжительной нагрузки или даже во время разговора. Дети могут жаловаться на прыгание сердца в груди.

Тромбоэмболия легочной артерии – закупорка основного русла или ветвей тромбами – также сопровождается частым дыханием. Однако среди детей до 15-ти лет это заболевание встречается лишь в 5 случаях на 100 тысяч человек.

Тахипноэ может быть симптомом нервного перенапряжения ребенка. Стрессы возникают в любом возрасте совершенно по разным причинам. Кто-то не хочет идти в детский сад, кто-то только пошел в первый класс и налаживает отношения со сверстниками, а кто-то не сумел пройти очередной уровень в компьютерной игре. Ускоренное дыхание в этих случаях сопровождается головной болью, слабостью, потерей или усилением аппетита, плаксивостью или повышенной возбудимостью.

Частое дыхание при истерии – одном из видов невроза – возникает на фоне резкого изменения поведения вплоть до ярости.

Так как тахипноэ – это не болезнь, а симптом, то проводится лечение основного недуга. Если у родителей возникли подозрения на то, что ребенок дышит слишком часто, то сначала нужно посетить педиатра. Врач проведет осмотр и при необходимости направит к профильным специалистам. Это может быть:

  • аллерголог;
  • кардиолог;
  • пульмонолог;
  • невропатолог или психиатр.

Обратиться ко врачу необходимо, если у ребенка на фоне учащенного дыхания есть боли в груди, сухость во рту, сложности с дыханием, нестабильное поведение. Если у ребенка присутствует только тахипноэ, то ко врачу идти все равно нужно. Детский специалист может заметить скрытые симптомы заболеваний, которые родительский глаз не видит.

Профилактические мероприятия при появлении частого дыхания сводятся к профилактике возможных заболеваний, провоцирующих его. Острые инфекционные болезни носоглотки, хронические бронхиты, ларингиты, риниты, аллергия вызывают сужение дыхательных проходов. Особо актуально это для грудных детей, которые из-за возраста не могут полноценно дышать. Их носик всегда должен быть чистым от слизи.

Ребенку следует заниматься спортом, а родители обязаны обеспечить ему полноценное питание, исключающее набор лишнего веса. Важным моментом станет профилактика стрессов. Режим дня, развитие навыков общения с другими детьми, правильное отношение к учебе и оценкам, сокращение времени, проводимого за компьютером – главные помощники родителей.

Так как частое дыхание – это признак нарушенного газообмена в дыхательной системе, то можно попытаться его восстановить. При возникшем приступе следует взять бумажный пакет и проткнуть в его дне дырку пальцем. Пакет подносится ко рту ребенка, который начинает выдыхать воздух в пакет и обратно его вдыхать. Важно дышать только ртом. Через 5 минут такой процедуры дыхание может стать нормальным. Если этого не происходит, нужно обращаться ко врачу.

Сразу вызвать сразу скорую помощь необходимо при слишком частом дыхании у грудного малыша, чтобы не допустить удушья.

Тахипноэ может быть нормальным состоянием для новорожденного младенца, следствием занятий спортом, признаком заболеваний нервной системы, органов дыхания, сердца, сосудов, а также реакцией на стресс. Маленькие дети не могут рассказать о своих ощущениях, поэтому задача родителей – вовремя заметить изменившееся дыхание у ребенка и проконсультироваться у детского врача.

При возникновении нервных приступов или их периодическом повторении родителям и детям нужно освоить специальную дыхательную гимнастику.

Самое простое упражнение – это размеренные вдохи и выдохи, которые производятся на 4 счета с перерывом в 2 счета между ними. Зарядка делается в течение 5-ти минут. С малышом такие упражнения проводятся в игровой форме – ребенок дышит, а мама или папа считают.

Полный комплекс упражнений можно узнать у невропатолога или пульмонолога в поликлинике – врача, занимающегося проблемами дыхательной системы. Эта же гимнастика наряду с лечением поможет избавиться от затяжных простудных заболеваний.

источник

Дыхание является показателем нормального функционирования всего организма (сердечной мышцы, легочной и нервной систем). Важно обращать внимание на частоту и глубину вдохов и выдохов у детей. При отклонении значений от нормы, требуется консультация педиатра и пульмонолога, кардиолога.

Специалисты проводят полное обследование с учетом изменения данных по возрастам.

В период внутриутробного развития плода осуществляется закладка и развитие жизненно важных органов. Завершение их формирования происходит после рождения. Дыхательная система начинает функционировать в полную силу только во взрослом возрасте.

Отличительные черты органов дыхания у детей:

  • с рождением ребенок делает первый вдох и происходит раскрытие легких. Их объем гораздо меньше, чем размеры грудной клетки. Но содержится достаточное количество кровеносных сосудов. Для насыщения органов кислородом дети совершают дыхательные движения чаще, чем взрослые;
  • большое количество дыхательных движений детей обусловлено и тем, что основная масса кислорода поступает через носовые проходы. У детей они узкие и короткие и содержат большое количество лимфатических и кровеносных сосудов. При малейшем раздражении (попадание пыли, инфекции или аллергенов) происходит отек слизистой, что еще больше затрудняет прохождение воздуха в легкие.

Дети плохо умеют дышать через ротовую полость, поэтому родителям рекомендуется чаще прочищать носовые проходы.

Частота дыхания у детей (норма по возрастам имеет существенные различия) проверяется педиатрами при ежемесячных осмотрах и сравниваются с показателями по возрасту ребенка. Подсчет количества вдохов и выдохов можно произвести родителями самостоятельно. При определении показателей нужно учитывать возраст ребенка, его весовую категорию, общее состояние здоровья и время суток.

Последовательность выполнения процедуры на дому:

  1. Определить тип дыхания у ребенка. До 4 лет у детей преобладает дыхание животом, то есть, при вдохах и выдохах происходит подъем и опускание брюшины (живота). С 4 до 10 лет отмечается преимущественно грудное дыхание. Визуально отмечается подъем и опускание грудной клетки. После 10 лет у мужского пола преобладает дыхание животом, а женского, грудное дыхание.
  2. После определения типа дыхания требуется подготовить часы с наличием секундной стрелки и привести ребенка в спокойное состояние. Игра, просмотр мультиков или испуг о предстоящей процедуре не позволит получить точные данные. У грудничков рекомендуется производить замеры в период сна. Показатель будет чуть ниже, чем в период бодрствования.
  3. Удобной позой для правильного подсчета вдохов и выдохов является лежачее положение. Детей с 1 года до 5 лет можно успокаивать погремушкой или спокойной беседой. В данном случае потребуется участие 2 родителей.
  4. Оценивать количество дыхательных движений можно визуально или путем прикладывания руки к животу или ребрам.
  5. Наиболее точными считаются показатели, замеренные за 1 мин. Если ребенок непоседа, то разрешено производить подсчеты по 15 или 30 сек. Полученное число умножить на 4 или 2. Но данные будут с погрешностью.
  6. Для повышения точности замера, процедуру требуется производить 3-4 раза. Полученное среднее арифметическое значение даст точное число, которое нужно сравнить с нормой по возрасту.

Одновременно рекомендуется измерять количество сердечных сокращений. При наличии отклонения показателей, ребенка нужно показать педиатру. Специалистом производится повторный замер показателем с учетом сопровождающих факторов (лишний вес, наличие насморка).

Сравнение частоты дыхания с нормативами требуется для оценки развития дыхательной системы и работы сердца. Изменение показателей в любую сторону может свидетельствовать о наличии патологии (инфекционной и неинфекционной природы).

Своевременное определение отклонений в развитии увеличивает вероятность полного выздоровления ребенка, без развития осложнений. Если замеры производились на протяжении нескольких дней, то их нужно показать педиатру. Данные позволят быстрее установить диагноз.

У новорожденных детей отмечаются самые высокие показатели частоты дыхания. Причем у недоношенных детей, значение может иметь уменьшенный диапазон из-за неритмичности вдохов и выдохов. Отклонения от нормы может определить только педиатр.

Допустимый диапазон частоты дыхания у детей до года:

Возрастной параметрКоличество дыхательных движений в 1 мин
Доношенные детиНедоношенные
С рождения до 14 дней40-6020-80
С 15 дня до 3 месяцев40-4535-50
С 3 до 6 месяцев30-4035-45
Старше 6 месяцев и до года30-3530-35

К году диапазон частоты дыхания у доношенных и недоношенных детей сужается. У детей рожденных раньше срока остановка дыхания на 10-15 сек, считается нормой, если нет посинения конечностей и нарушения развития ребенка. При наличии отклонений необходим срочный осмотр у педиатра.

Частота дыхания у детей (норма по возрастам, представленная в таблице, не учитывает особенности состояния ребенка) постепенно снижается до достижения ребенком 18 лет. Так как происходит полное раскрытие легких (на всю грудную клетку), изменяется состояние носовых проходов и ребенок учится осуществлять дыхание через рот.

Показатели частоты дыхания детей от года до 18 лет:

Возрастные диапазоныМинимальное количество вдохов в минМаксимальное количество вдохов в мин
С 1 года до 2 лет3035
С 2 до 3 лет2535
С 3 до 4 лет2530
С 4 до 5 лет2030
С 5 до 7 лет2025
С 7 до 10 лет1825
С 10 до 14 лет1820
С 14 до 18 лет1620

При измерении частоты вдохов и выдохов самостоятельно, рекомендуется обращать внимание на глубину вдохов.

Если дыхание поверхностное, тогда оно естественным образом будет более частым, для восполнения дефицита кислорода. Если ребенок дышит полной грудью, но часто, то это сигнализирует о развитии патологии. Необходимо обследование легочной и сердечно-сосудистой систем.

Показатели ритмичности и частоты дыхания в период ночного сна отличаются от значений в момент бодрствования. У грудничков, во время отдыха, может отмечаться периодическое дыхание (рассмотрено ниже) или апноэ (остановка дыхания на 10-15 сек с кратностью повторений не менее 15 раз в течение 1 часа).

В момент сна происходит отдых всего организма (расслабление мышц и нервной системы, замедление сердечных сокращений), в результате потребление кислорода снижается, как следствие уменьшается частота и глубина вдохов и выдохов. При сомнении, дышит ребенок или нет, можно определить наличие вдохов по поднятиям и опусканию ребер или брюшины.

Не рекомендуется будить ребенка каждые 5-10 мин. Это навредит его нервной системе.

При наличии апноэ у недоношенных детей, родителям рекомендовано наблюдать за ритмичностью дыхания. Иногда малыш не может возобновить дыхательных процесс во сне из-за расслабления мышц. Рекомендуется будить ребенка, при отсутствии реакции срочно вызывать неотложную помощь, дополнительно принимать необходимые меры по восстановлению дыхательного процесса.

По мере взросления ритмичность и частота дыхания в период сна стабилизируются. В редких случаях данные отклонения наблюдаются у взрослого.

Факторы уменьшения частоты вдохов и выдохов могут иметь естественную и патологическую природу:

Естественные процессыПатологические процессы
Частые приступы апноэ.Травмы в области грудной клетки. Возможно, повреждение легочной ткани, или из-за ушиба процесс дыхания может сопровождаться сильными болями, что будет препятствовать нормальному ритму дыхания.
Сильное расслабление дыхательных мышц в период сна.Повреждение клеток головного мозга отвечающих за дыхательный рефлекс.
Физиологическая особенность организма (редкая частота дыхания).Наличие инородного предмета в дыхательных путях.
Формирование легочной системы при взрослении ребенка.Повреждение или воспаление нервных клеток регулирующих частоту вдохов и выдохов.
Понижение температурыНарушение состояния или функционирования бронхов.
Побочное действие от приема лекарственных средств.
Удар током может привести к замедлению процесса дыхания.
Нарушение кровоснабжения, отек или опухолевые образования в головном мозге, влияющие на функционирование органов дыхания.
Травмирование позвоночника. Возможно нарушение нервных клеток регулирующих работоспособность мышечной ткани, отвечающей за дыхательные сокращения.
Сильное отравление организма ядами. Происходит сбой в работе всех органов и систем.
Атрофия мышечной ткани в результате паралича или длительного бездействия мышц.
Искривление позвоночника или рахитизм с последующей деформацией грудной клетки.
Патологические процессы в сердечно-сосудистой системе.

Видео о том, как поступать в случае задержки у ребенка дыхания:

Является ли нарушение процесса дыхания патологией или естественным процессом, возможно, определить при регулярном наблюдении за ребенком и полном обследовании у педиатра и пульмонолога.

Частота вдохов и выдохов может отклоняться от норм по возрасту в большую сторону, также, вследствие воздействия естественных и патологических факторов. Данная патология встречается чаще у детей, так как они еще не могут нормально регулировать процесс дыхания.

Естественные процессыПатологические процессы
Слишком сухой, горячий, разреженный (встречается в горах) воздух.Наличие насморка. Происходит заложенность и отечность носовых проходов. В результате ребенок вынужден совершать частые дыхательные процессы через рот.
Наличие физических нагрузок и быстрая ходьба.Заболевания бронхов. В результате происходит ухудшение питания тканей кислородом. Мозг посылает сигналы об увеличении частоты дыхания.
Волнение, страх или плачь у ребенка.Повышенная температура тела в следствии попадания инфекции.
Засорение носовых проходов корочками отработанной слизи.Нарушение функционирования клеток мозга вследствие травмы, наличия опухоли или нарушении кровоснабжения.
Большой вес ребенка. Для нормального функционирования всех органов требуется большее количество кислорода.Опухолевые образования (любой природы) в дыхательной системе.
Индивидуальная особенность функционирования легочной системы.Травмирование грудной клетки. Боль не дает делать глубокие вдохи, в результате ребенок переходит на частое, поверхностное дыхание.
Перегрев организмаНарушение функционирования органов сердечно-сосудистой системы. Из-за плохого кровообращения организм испытывает недостаток кислорода. Мозг посылает сигналы к его увеличению (повышается частота дыхания).
Колики в области пищеварительного тракта. Боли не дают дышать полной грудью. Менее болезненно частое и поверхностное дыхание.
Нарушение функционирования нервной системы, участков отвечающих за ритмичность и глубину дыхания.
Наличие бронхиальной астмы.
Из-за действия аллергенов.
Повышенное содержание токсинов или отравление ядами, медикаментами.
Побочное действие лекарственных средств.
Недостаток железа в крови. Вследствие этого для достаточного снабжения тканей кислородом, увеличивается частота дыхания.

3. Техника подсчёта частоты дыхания у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук. осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

Выполнение манипуляции:

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на живот или грудную клетку ребёнка (в зависимости от возраста).

3. Считать количество экскурсий живота или грудной клетки во время вдоха в течение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:у новорождённых и грудных детей ЧДД подсчитывают с помощью стетоскоп, раструб которого держат около носа ребёнка.

4. Техника подсчёта частоты пульса у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет — на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

5. Техника постановки горчичников детям

Обязательные условия:Горчичники ставить при Т тела не более 38°С и на неповреждённую кожу.

Оснащение:Горчичники, лоток с водой Т 40-45°С. широкий бинт. подсолнечное масло, полотенце, одеяло.

Подготовка к манипуляции:

1. Сообщить маме о ходе манипуляции, получить информированное согласие.

2. Проверить пригодность горчичников (горчичники должны иметь резкий специфический запах и не должна осыпаться).

3. Провести обработку рук.

4. Раздеть ребёнка по пояс, уложить ребёнка в кроватку, осмотреть кожные покровы.

Выполнение манипуляции:

1. Смочить широкий бинт, сложенный в 1-2 слоя, в тёплом подсолнечном масле (Т 37-38°С) отжать и приложить к телу ребёнка, не захватывая область сердца и позвоночника.

2. Поверх бинта положить горчичник, смоченный в воде (Т 40-45°С).

3. Укрыть ребёнка пелёнкой и одеялом.

4. Зафиксировать время и следить за состоянием кожи. Держать горчичники до появления стойкой гиперемии (5-10 минут).

5. Снять горчичники, протереть кожу пелёнкой насухо.

6. Укрыть ребёнка тёплым одеялом.

Завершение манипуляции:

1. Тепло укрыть ребёнка и уложить в постель.

2. Вымыть, осушить руки.

6. Техника соскоба на энтеробиоз

Примечание:процедура проводиться утром, ребёнка не подмывать.

Оснащение:Глицерин 50 % раствор или изотонический раствор хлорида натрия,деревянная палочка с ватным тампоном на конце, чистая сухая пробирка, I пара стерильных перчаток, контейнер для отходов класса «В», бланк — направление.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Выписать направление на исследование.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Надеть перчатки.

5. Палочку с ватой смочить в глицерине или изотоническом растворе натрия хлорида.

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка на бок или маме на колени.

2. Раздвинуть ягодицы пациента 1 и 2 пальцами левой руки и произвести соскоб с поверхности прианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце.

3. Поместить палочку в пробирку.

Завершение манипуляции:

1. Снять перчатки, положить в контейнер для отходов класса В

2. Вымыть и осушить руки.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10«Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно ~ профилактических учреждений».

4. Доставить материал в клиническую лабораторию с сопроводительной документацией.

Функциональные особенности системы дыхания у детей

Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5—6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется в процессе дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают 2 основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относят гортань, трахею, бронхи, т. е. бронхиальное дере­во, а к собственно дыхательной — ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол. Под внешним дыханием подра­зумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка (табл.2).

Таблица 2

Парциальное давление газов во вдыхаемом и альвеолярном воздухе, артериальной и венозной крови (мм.рт.ст.)

Показатель

Вдыхаемый воздух

Альвеолярный воздух

Артериальная кровь

Венозная кровь

РО2

160

100

90

40

РСО2

0

40

40

50

РN2

600

573

573

573

РН2О

0

47

47

47

Общее давление

760

760

750

710

Разница давления кислорода в альвеолярном воздухе и венозной крови, протекающей по легочным капиллярам, составляет 50 мм рт. ст. Это обеспе­чивает переход кислорода в кровь через альвеолярно-капиллярную мембра­ну. Разница давления углекислого газа обусловливает его переход из веноз­ной крови в альвеолярный воздух. Эффективность функции системы внеш­него дыхания определяется тремя процессами: вентиляцией альвеолярного пространства, адекватным вентиляции легких капиллярным кровотоком (перфузией), диффузией газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. По сравнению со взрослыми, у детей, особенно первого года жизни, имеют­ся выраженные отличия внешнего дыхания. Это объясняется тем, что в постнатальном периоде происходит дальнейшее развитие респираторных отделов легких (ацинусов), где происходит газообмен. Кроме того, у детей имеются многочисленные анастомозы между бронхиальными и легочными артериями и капиллярами, что является одной из причин шунтирования крови, минуя альвеолярные пространства.

В настоящее время функцию внешнего дыхания оценивают по следующим группам показателей.

  1. Легочная вентиляция — частота (f), глубина (Vt), минутный объем ды­хания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вды­хаемого воздуха.

  2. Легочные объемы — жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая ем­кость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОЕ), остаточный объем (ОО).

  3. Механика дыхания — максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная ем­кость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхи­альное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокой­ном и форсированном дыхании.

  4. Легочный газообмен — величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода.

  5. Газовый состав артериальной крови — парциальное давление кислорода (РО2) и углекислого газа (РСО2), содержание оксигемоглобина в кро­ви и артериовенозная разница по гемоглобину и оксигемоглобину.

Глубина дыхания, или дыхательный объем (ДО, или Vt, в мл), у детей как в абсолютных, так и относительных числах значительно меньше, чем у взрослого человека (табл. 3).

Таблица 3

Дыхательный объем у детей в зависимости от возраста

Возраст

Дыхательный объем у детей, мл

По J. Brock

По Н. А. Шалкову

Абс. число

На 1 кг массы тела

Абс. число

На 1 кг массы тела

Новорожденный

11,5

3,5

1 мес

30

6,2

4 мес

25

4,8

39

6,2

6 мес

36

5,0

54

6,7

1 год

60

6,0

70

7,0

3 года

95

6,5

114

7,4

6 лет

118

6,2

156

7,9

11 лет

175

5,8

254

7,8

14 лет

227

5,8

300

7,8

Взрослые

410

6,4

Это объясняется двумя причинами. Одной из них, естественно, является небольшая масса легких у детей, которая увеличивается с возрастом, причем в течение первых 5 лет в основном за счет новообразования альвеол. Другой, не менее важной причиной, объясняющей поверхностное дыхание детей раннего возраста, являются особенности строения грудной клетки (передне- задний размер приблизительно равен боковому, ребра от позвоночника от­ходят почти под прямым углом, что ограничивает экскурсию грудной клетки и изменение объема легких). Последний изменяется благодаря преимущест­венно движению диафрагмы. Увеличение дыхательного объема в покое мо­жет свидетельствовать о дыхательной недостаточности, а его снижение — о рестриктивной форме дыхательной недостаточности или ригидности груд­ной клетки. В то же время потребность в кислороде у детей значительно вы­ше, чем у взрослых, что зависит от более интенсивного обмена веществ. Так, у детей первого года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет приблизительно около 7,5—8 мл/мин, к 2 годам она несколько возрастает (8,5 мл/мин), к 6 годам достигает максимальной величины (9,2 мл/мин), а затем постепенно снижается (в 7 лет — 7,9 мл/мин, 9 лет — 6,8 мл/мин, 10 лет — 6,3 мл/мин, 14 лет — 5,2 мл/мин). У взрослого она со­ставляет всего 4,5 мл/мин на 1 кг массы тела. Поверхностный характер ды­хания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания (f). Так, у новорожденного — 40—60 дыханий в 1 мин, у годовалого — 30—35, у 5-летнего — 25, 10-летнего — 20, у взрослого — 16—18 дыханий в 1 мин. Час­тота дыхания отражает компенсаторные возможности организма, но в соче­тании с малым дыхательным объемом тахипноэ свидетельствует о дыхатель­ной недостаточности. Благодаря большей частоте дыхания, на 1 кг массы те­ла минутный объем дыхания значительно выше у детей, особенно раннего возраста, чем у взрослых. У детей до 3 лет минутный объем дыхания почти в 1,5 раза больше, чем у 11-летнего ребенка, и в 2 с лишним раза, чем у взрос­лого (табл. 4).

Таблица 4

Минутный объем дыхания у детей

Показатели

Новорож­

денные

3 мес

6 мес

1 год

3 года

6 лет

11 лет

14 лет

Взрослые

МОД, см

635

1100

1150

2200

2900

3200

4200

5000

6150

МОД на 1 кг массы тела

135

200

208

220

200

168

140

128

96

Наблюдения за здоровыми и детьми, больными пневмонией, показали, что при низких температурах (0…5° С) отмечается урежение дыхания при со­хранении его глубины, что является, по-видимому, наиболее экономным и эффективным дыханием для обеспечения организма кислородом. Интерес­но отметить, что теплая гигиеническая ванна вызывает повышение вентиля­ции легких в 2 раза, причем это повышение происходит преимущественно за счет нарастания глубины дыхания. Отсюда становится вполне понятным предложение А. А. Киселя (выдающегося советского педиатра), которое он сделал еще в 20-х годах прошлого века и которое получило распространение в педиатрии, широко использовать лечение пневмоний холодным свежим воздухом.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), т. е. количество воздуха (в милли­литрах), максимально выдыхаемого после максимального вдоха (определя­ется спирометром), у детей значительно ниже, чем у взрослых (табл. 5).

Таблица 5

Жизненная емкость легких

Возраст

ЖЕЛ, мл

Объемы, мл

дыхательный

резервный выдох

резервный вдох

4 года

1100

120

480

490

6 лет

1200

8 »

1600

170

730

730

10 »

1800

12 »

2200

260

1000

1000

14 »

2700

16»

3800

400

1750

1650

Взрослый

5000

500

1500

1500

Если сравнить величины жизненной емкости легких с объемом дыхания в спокойном положении, то оказывается, что дети в спокойном положении используют лишь около 12,5% ЖЕЛ.

Резервный объем вдоха (РОвд, IRV) — максимальный объем воздуха (в миллилитрах), который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.

Для его оценки имеет большое значение отношение РОвд к ЖЕЛ (Vc). У детей в возрасте от 6 до 15 лет РОвд/ЖЕЛ колеблется от 55 до 59%. Сниже­ние этого показателя наблюдается при рестриктивных (ограничительных) поражениях, особенно при снижении эластичности легочной ткани.

Резервный объем выдоха (РОвыд, ERV) — максимальный объем воздуха (в миллилитрах), который можно выдохнуть после спокойного вдоха. Так же, как и для резервного объема вдоха, для оценки РОвыд (ERV) имеет значение его отношение к ЖЕЛ (Vc). У детей в возрасте от 6 до 15 лет РОвыд/ЖЕЛ со­ставляет 24—29% (увеличивается с возрастом).

Жизненная емкость легких уменьшается при диффузных поражениях лег­ких, сопровождающихся снижением эластической растяжимости легочной ткани, при увеличении бронхиального сопротивления или уменьшении ды­хательной поверхности.

Форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ, FEV), или объем фор­сированного выдоха (ОФВ, л/с), — количество воздуха, которое может быть выдохнуто при форсированном выдохе после максимального вдоха.

Индекс Тиффно (FEV в процентах) — отношение ОФВ к ЖЕЛ (FEV%), в норме за 1 с ОФВ составляет не менее 70% фактической ЖЕЛ.

Максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, — максимальное количество воздуха (в миллилитрах), которое может быть провентилировано за 1 мин. Обычно этот показатель исследуют в течение 10 с, так как могут возникнуть признаки гипервентиляции (головокружение, рвота, обморочное состояние). МВЛ у детей значительно меньше, чем у взрослых (табл. 6).

Таблица 6

Максимальная вентиляция легких у детей

Возраст, годы

Средние данные, л/мин

Возраст, годы

Средние данные, л/мин

6

42

11

55

7

40

12

61

8

42

13

61

9

46

14

68

10

48

15

75

Так, у ребенка 6 лет предел дыхания почти в 2 раза меньше, чем у взрос­лого. Если известен предел дыхания, то не представляет затруднений вычис­лить величину резерва дыхания (из предела вычитают величину минутного объема дыхания). Меньшая величина жизненной емкости и учащенное ды­хание значительно снижают резерв дыхания (табл. 7).

Таблица 7

Резерв дыхания у детей

Возраст, годы

Резерв дыхания, л/мин

Возраст, годы

Резерв дыхания, л/мин

6

38,8

11

50,4

7

36,4

12

56,3

8

38,2

13

46,2

9

41,9

14

63,1

10

43,7

15

69,6

Об эффективности внешнего дыхания судят по разнице содержания кис­лорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Так, эта раз­ница у детей первого года жизни составляет всего 2—2,5%, в то время как у взрослых она достигает 4—4,5%. В выдыхаемом воздухе у детей раннего воз­раста содержится меньше и углекислого газа — 2,5%, у взрослых — 4%. Та­ким образом, дети раннего возраста за каждое дыхание поглощают меньше кислорода и выделяют меньше углекислого газа, хотя газообмен у детей бо­лее значителен, чем у взрослых (в пересчете на 1 кг массы тела).

Большое значение в суждении о компенсаторных возможностях системы внешнего дыхания имеет коэффициент использования кислорода (КИО2) — количество поглощенного кислорода (ПО2) из 1 л вентилируемого воздуха.

КИО2=ПО2 (мл/мин) / МОД (л/мин).

У детей до 5 лет КИО2 равен 31—33 мл/л, а в возрасте 6—15 лет — 40 мл/л, у взрослых — 40 мл/л. КИО2 зависит от условий диффузии кислорода, объе­ма альвеолярной вентиляции, от координации легочной вентиляции и кро­вообращения в малом круге.

Транспорт кислорода от легких к тканям осуществляется кровью, в основном в виде химического соединения с гемоглобином — оксигемоглобина и в меньшей мере — в растворенном состоянии. Один грамм гемогло­бина связывает 1,34 мл кислорода, следовательно, от количества гемоглобина зависит объем связанного кислорода. Поскольку у новорожденных в тече­ние первых дней жизни содержание гемоглобина выше, чем у взрослых, то и кислородсвязывающая способность крови у них выше. Это позволяет ново­рожденному пережить критический период — период становления легочно­го дыхания. Этому способствует также более высокое содержание фетально­го гемоглобина (HbF), который обладает большим сродством к кислороду, чем гемоглобин взрослого (НbА). После установления легочного дыхания содержание HbF в крови ребенка быстро уменьшается. Однако при гипок­сии и анемиях количество HbF вновь может увеличиваться. Это как бы ком­пенсаторное приспособление, оберегающее организм (особенно жизненно важные органы) от гипоксии.

Способность к связыванию кислорода гемоглобином определяется также температурой, pH крови и содержанием углекислого газа. При повышении температуры, снижении pH и нарастании РСО2 кривая связывания смеща­ется вправо.

Растворимость кислорода в 100 мл крови при РО2, равном 100 мм рт. ст., составляет всего 0,3 мл. Растворимость кислорода в крови значительно воз­растает при повышении давления. Повышение давления кислорода до 3 атм обеспечивает растворение 6% кислорода, что достаточно для поддержания тканевого дыхания в состоянии покоя без участия оксигемоглобина. Этим приемом (оксибаротерапией) в настоящее время пользуются в клинике.

Кислород капиллярной крови диффундирует в ткани также благодаря градиенту давления кислорода в крови и клетках (в артериальной крови дав­ление кислорода составляет 90 мм рт. ст., в митохондриях клеток оно состав­ляет всего 1 мм рт. ст.).

Особенности тканевого дыхания изучены значительно хуже, чем осталь­ные этапы дыхания. Однако можно предполагать, что интенсивность ткане­вого дыхания у детей выше, чем у взрослых. Это косвенно подтверждается более высокой активностью ферментов крови у новорожденных по сравне­нию со взрослыми. Одной из существенных особенностей обмена веществ у детей раннего возраста является увеличение доли анаэробной фазы обмена веществ по сравнению с таковой у взрослых.

Парциальное давление углекислого газа в тканях выше, чем в плазме крови, вследствие непрерывности процессов окисления и освобождения уг­лекислого газа, поэтому Н2СО3 легко поступает из тканей в кровь. В крови Н2СО3 находится в виде свободной угольной кислоты, связанной с белками эритроцитов, и в виде гидрокарбонатов. При pH крови 7,4 соотношение свободной угольной кислоты и связанной в виде натрия гидрокарбоната (NаНСО3) всегда составляет 1:20. Реакция связывания углекислого газа в крови с образованием Н2СО3, гидрокарбоната и, наоборот, выделение угле­кислого газа из соединений в капиллярах легких катализируется ферментом карбоангидразой, действие которой определяется pH среды. В кислой среде (т. е. в клетках, венозной крови) карбоангидраза способствует связыванию углекислого газа, а в щелочной (в легких), наоборот, разложению и выделе­нию его из соединений.

Активность карбоангидразы у недоношенных новорожденных составля­ет 10%, а у доношенных — 30% от активности у взрослых. Ее активность медленно повышается и лишь к концу первого года жизни достигает норм взрослого человека. Это объясняет тот факт, что при различных заболевани­ях (особенно легочных) у детей чаще наблюдается гиперкапния (накопление углекислого газа в крови).

Таким образом, процесс дыхания у детей имеет ряд особенностей. Они в значительной мере определяются анатомическим строением органов дыха­ния. Кроме того, у детей раннего возраста более низкая эффективность ды­хания. Все изложенные анатомические и функциональные особенности сис­темы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о