Современные дети какие они: ВНИМАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ! – ​Современные дети: какие они?

​Современные дети: какие они?

Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,

если на 10 лет вперёд — сажай лес,
если же на 100 лет — воспитывай детей.
(Народная мудрость)

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один — современным детям – современное образование. А современные дети, — какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все — таки не так?

По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.

Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».

Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.
  • изменения информационного и технологического пространства.
  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство.

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

. Вот некоторые особенностей современных детей:

1.Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности.

2.Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.

3. Дети очень образованы в области информационных коммуникаций. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение — проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально — значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.

4. Они мало общаются «в живую», говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.

5. Очень плохо сформировано умение разрешать конфликты. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.

. 6. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.

7. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 — 9 лет, современные дети переживают в 10 — 12 и более травматично.

Раньше для всех детей младшего школьного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды.

8. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.

9. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

10. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир — это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными школьниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым, пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психиче­ское развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста­вать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет.

Это в эмоциональном плане, а в воле­вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей).

Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти

происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.

Вот почему основной задачей воспитания младших школьников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.

Всё это можно обеспечить, реализуя в повседневной практике системно-деятельностный подход в обучении, который является инструментом реализации ФГОС.

Консультация: Современный ребенок — какой он?

Консультация для родителей

«Современный  ребенок – какой он?»

Подготовила: старший воспитатель Ковшар О.П.

         Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,

если на 10 лет вперёд — сажай лес,

 если же на 100 лет — воспитывай детей.

(Народная мудрость)

Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Основная причина этого — конечно, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один — современным детям – современное образование. А современные дети, — какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все — таки не так? По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения. Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать». У современных детей гораздо большие возможности, чем были у нас. Общий уровень благосостояния вырос, семьи стали более обеспеченными, а дети более балованными в материальном плане.     Прогресс не стоит на месте, стремительными темпами развивается сфера электроники. Сейчас уже не просят в подарок на день рождения шахматы или шашки, всем хочется новый сотовый телефон или ноутбук. Наши дети быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут пользоваться компьютером и пультом от телевизора. Это доказывает, что в интеллектуальном плане они более развиты, так как обладают большим объемом памяти, чем предыдущие поколения. Педагоги дошкольных учреждений «создали» портрет современного дошкольника исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, агрессивный, плаксивый, педагогически запущенный, импульсивный, воспитываемый телевизором.

В наше время современные дети очень хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно могут рассказать серии бабушкам и мамам. Дошкольники нередко делают такие неожиданные умозаключения и выводы в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

Но вместе с тем современные дети могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг. В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы, клубы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения. Раньше для всех детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время.

Современный мир — это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить.

Главное не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

Какие у нас современные дети и какие мы?



Известный российский педагог ипсихолог, специалист вобласти возрастной ипедагогической психологии Давид Фельдштейн пришёл ктакому выводу, что наши современные дети— несчастные, вялые инеобщительные.

Давид Фельдштейн последние десятилетия проводил личные наблюдения и изучения за поведением детей, как дошкольного, так и школьного возраста, которые позволили ему составить список отличительных особенностей современных детей. По его мнению, за последние 5–10 лет дети совершенно изменились.

В — первых, у малышей дошкольного возраста сильно снизилось так называемое когнитивное познание мира. Если говорить простым, не научным термином, то дети стали менее любознательными и любопытными. Они реже играют в сюжетно — ролевые игры — а это означает то, что малыши не понимают мотиваций и потребностей различных героев. Девочки потеряли интерес к куклам, мальчики всё чаще просят у родителей дорогих роботов и управляемых машин, но что с ними делать, не понимают. Фантазии малыша хватает на то, чтобы вытащить батарейку или раскурочить её на детали…

У детей дошкольного возраста, основной формой взаимодействия с окружающим миром и его познанием является игра. Только в процессе игры малыш общается с окружающим его миром, манипулирует с предметами, наблюдает, сравнивает, набирается личного опыта, совершенствуется, взрослеет. Но чтобы эти процессы проходили целенаправленно и планомерно, главным инициатором и ознакомителем, является его близкое окружение. Информацию ребёнок должен получать, прежде всего, от взрослых, его родителей.

Во — вторых, современные мальчики и девочки не умеют играть в дворовые игры, такие как классики, казаки — разбойники, городки, дочки — матери и многое другое. Наблюдается тенденция пустых детских площадок, где еще каких-нибудь 10–15 лет назад можно было наблюдать, как дети разных возрастов весело проводили время вместе. Старшие заботились о младших, а младшие набирались опыта от старших.

В — третьих, у старших дошкольников наблюдается неразвитость тонкой моторики рук и отсутствие графических навыков. Большая часть первоклашек не умеют писать ручкой и карандашом, да и не хотят это делать. Уж кажется, нам педагогам, но как ребенок 7–8 лет и не может самостоятельно себя обслужить? Завязать шнурки на шапочке или ботинках, застегнуть пуговицы на рубахе или молнию на куртке? Многим даже безразлично во что он одет и как выглядит?

Воспитатели детских садов констатируют факты, что родители перестали следить за личной гигиеной ребенка — не подстригают ногти, не следят за стрижкой, редко меняют нижнее белье, вещи не глаженные и грязные. А главное — нарушают и не соблюдают режим дня ребенка, приводят в детский сад, когда вздумается и не торопятся его забрать, чтобы как можно больше провести с ним время, поговорить.

В — четвертых, четверть всех детей абсолютно беспомощны в отношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совершенно неспособны разрешить даже простейшие конфликты, которые в основном заканчиваются истерикой и агрессией.

В — пятых, по мнению ученого, современные школьники плохо говорят, не умеют выражать свои мысли и абсолютно не хотят учиться. Интерес к совместной беседе приходит к малышу через общение с взрослым после прочитанной книжке, просматриванию иллюстраций к ней, обсуждению поступков героев и т. д. Кто сейчас из современных мам поет колыбельные, читает потешки, чистоговорки и скороговорки? Это большая редкость. Большую часть времени дома, дети проводят у телевизора и компьютера, главное общение наших современных детей. Получая огромный поток информации из экранов телевизора, планшета, компьютера, телефона, ребенку трудно понять, что хорошо, а что плохо, как правильно надо поступить, отреагировать на ту или иную ситуацию? Вот порой и кажется нашим детям, где они в данный момент находятся, в реальном мире или в виртуальном?

В — шестых, физически дети и подростки сильно сдали: все чаще подвержены респираторным и вирусным инфекциям, врачи диагностируют, что у них отсутствует прирост мышечной силы.

По мнению ученого, главной причиной является высокий уровень развития информационных технологий. Не только подростки, но и мы взрослые разучились общаться вживую. И, несмотря на то, что большая часть современных людей с утра и до вечера, общаются в социальных сетях, подавляющее большинство страдает от одиночества.

Все чаще современные дети ощущают эмоциональные проблемы, испытывают постоянное чувство незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении. Всеобщая компьютеризация уже вызвало изменения в детских головах: молодежь все меньше интересуется окружающими людьми и совершенно не хотят познавать новое.

Анализируя выводы профессора Фельдштейна, можно прийти к неутешительным выводам: современный ребенок растет хилым неучем, одиноким и несчастным, совершенно неприспособленным к проблемам и трудностям взрослой жизни.

Так неужели все так страшно иничего нельзя исправить? Что же надо делать исделать нам, взрослым?

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас иот тех принципов, которые мы заложим всознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков имир, который он создаёт вокруг себя», так считалА.С.Макаренко.

В связи с этим ключевая роль воспитания и развития наших детей, лежит на взрослых, как на родителях, так и на педагогах.

День за днем из нас большую часть времени проводим в погоне за своими амбициями и несбыточными мечтами. Чтобы достичь в жизни многого: заработать еще больше денег, купив вторую машину, новую шубу. Ожидаем повышение по службе, мечтаем поехать в более престижный отель в отпуск и т. д. И все меньше, родителям в первую очередь, остается времени на простые, но самые важные дела — на общение со своими детьми и родными, на чтение хорошей книги, даже на приготовление здоровой пищи. Поэтому дела эти заменяются самым настоящим суррогатом. Уж давайте быть честными до конца! Вместо игры с ребенком — мультик на компьютере, вместо прогулки с ним — игры в планшете, вместо похода в театр или на стадион — опять развлечения в телефоне. Ребенок находится рядом с вами, и в тоже время сам по себе.

Сейчас неслучайно, стало транслироваться много телепередач по главным каналам телевидения для взрослых, с участием детей: «Голос — дети», «Лучше всех!», «Синяя птица». Читаем мы тоже редко — газеты, журналы, научную литературу и художественную. Родителям сейчас интересно совсем иное! Вот может хоть так, телевидение, привлечет родительское внимание, что рядом с ними живет и растет ребенок, который требует их внимание, заботу и любовь. Малыш, в первую очередь ждет похвалу и участие в его судьбе родных и близких. А уж потом необходима ему реакция окружающих.

Каждый из нас может вспомнить такой момент, когда ловил себя на мысли, что, просто ошалев от стремительного потока информации, новостей и событий, живет как во сне. Что-то делаем на работе, о чем-то говорим с людьми, за все хватаемся, но ничего не успеваем. И так летят часы, дни, недели. Сконцентрироваться невозможно. Что ж остается? Только плыть по течению, прибывая в этом анабиозе?

Однако способы есть, которые могут помочь и решить некоторые проблемы взрослых, современных людей. Все зависит от нашего желания.

Первое: нужно упростить все, что происходит, оставить только самое нужное и отсечь лишнее.

Начнем с того, что наши предки были, здоровея и выносливее нас, потому что питались настоящими, цельными продуктами. Кусок мяса, рыба, овощи, фрукты — вот их рацион. Мы же употребляем и кормим своих детей, в основном переработанной пищей, наполненной бесполезными калориями, химией и сахаром. Так что вместо булок, плюшек, чипсов и полуфабрикатов лучше приготовить свежий бульон и салат. Время для этого можно найти, уменьшив зависимость от телевизора и подключив к этому всех членов семьи. Семья для ребенка является главным факторам счастья. Только в семье человек до конца понимает значимость своего существования. Подрастающее поколение должно знать не только историю своего государства, но и историю своей семьи, ценность семейных традиций, профессиональные приоритеты, чтобы знать на кого ему опереться в жизни, что передать своим потомкам.

Второй главный вопрос — если ли для кого-нибудь польза от тех дел, что забирают много времени? Если нет — то можно ли их перенести и не делать совсем? Задумайтесь, наверняка сидя часами в компьютере, пользы уж точно никому нет, показывая пример своему ребенку, как надо проводить с «пользой» свободное время. Ведь для малыша главным авторитетом являются его родители.

Третий: нужно ли нам столько вещей, предметов, техники, что нас окружает? Приносит ли она нам пользу или это просто излишки потребления, дань моде? А ведь кроме денег на их покупку мы потратили еще массу времени, чтобы их выбрать. А теперь еще должны их обслуживать и за ними ухаживать, тратя опять свое время и силы. Может вместо дорогих затрат и покупку ярких игрушек и гаджетов, приобрести семейную настольную игру, которая будет понятна и интересна всем? А еще лучше порисовать вместе или сделать поделку, а не откупаться за недостаток внимания очередным роботом, который будет скоро разобран или валяться без дела.

Четвертый: есть ли у нас время побыть с сами собой? Подумать, подвести итоги, убедиться, что мы живем именно такой жизнью, которой хотели, а не участвуем в забеге по кругу, борясь с «ветреными мельницами»? Вспомнить свои цели на этот год и проверить, сбылись они или нет, и почему? А как сделать так, чтобы сбылись?

Пятый совет: помнить о том, что главное в мире — любовь! Дорожить тем, что имеешь, потерять легко, а обрести новое порой не возможно. Умейте прощать, тогда конфликты будут заканчиваться быстрее, отношения станут настоящими и открытыми. Мы должны научиться отдавать больше, чем брать, и думать о других раньше, чем о себе. И помнить, что наши дети — это отражение нас самих в разные промежутки времени. И научитесь спрашивать себя: принес ли мой прожитый день хоть кому то пользу и добро? Начните с самого себя!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, близкое окружение, взрослый, дошкольный возраст, игра, малыш, родитель.

Статья на тему: какие они современные дети?

МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Какие они, современные дети?

                                                                                    (из опыта работы)

Педагог-психолог

Лукина Л. И.

2016

Какие они, современные дети?

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Я прочитала данное изречение в методическом пособии и полностью с ним согласна. За 30 лет работы в дошкольном учреждении решила проанализировать выпуски прошлых лет. Обсудили это и с коллегами. Действительно, с детьми стало труднее общаться, требования и просьбы необходимо продумывать и обсуждать.

Чувства вины отсутствует, да они и не признают что виновны, только правы во всём.  Почти не реагируют на принуждения, нотации, запреты, наоборот, предъявляют свои требования.

Про  телесные наказания совсем  забыли и если задаёшь вопрос ребёнку-присутствуют ли они дома, то дети с улыбкой заявляют — такого не может быть.

 Существует немного мер, на которые они реагируют. И это уже совсем другие меры наказания, как лишение мобильного телефона и игр на планшете и компьютере. А также приобретение новых игрушек и далеко не дешёвых.

Откликаются, в детском сад, это на уважение — уважение к ним как к разумным личностям, как партнёрам в воспитательном процессе. Очень нравится, когда им предлагается самим себя оценить. В младших и средних группах –это только они хорошие и всё делают правильно. А вот в старшем дошкольном возрасте уже признают свои ошибки, но только после утверждения, что их ругать ни кто не будет за то, что они не правы , а вы сами оцените и решите как нужно поступать. И в данный момент нельзя  говорить как правильно. Это нужно сделать в другой деятельности. С помощью бесед или разыгрывая этюды по психогимнастике.

 Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь.

Они ожидают от нас  уважения и любви. Дети очень чувствуют, на интуитивном уровне, когда с ними любящий педагог и когда только выполняющий свои должностные обязанности.

 Кроме того, им нравится , когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются самыми простыми методами по изменению поведения — но только если взрослые хотят это делать вместе с детьми. Серьезное отношение к ребенку может оказаться для многих непривычным. Так как старые стереотипы «как я сказал так и будет» -это должно остаться в прошлом.

Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей — общаться с ними! Речевое общение не заменит ни что. Больше говорить и объяснять, отвечать на вопросы и задавать.  Вот это очень не хватает в общении между детьми и родителями. Дефицит родительского внимания – самая серьезная проблема современного воспитания.

Взрослые  должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их, с уважением относиться к их правам, позволять им учиться на своих ошибках, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе. Такие воспитательные моменты могут быть только при доверительных беседах. А стать ребёнку другом это не так просто.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к детскому внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей. Огромную роль здесь играют личные примеры из жизни взрослых и обсуждение их с детьми -это и есть воспитание на своём примере. С большим интересом слушают они истории которые были у меня и задают много вопросов.

Хороша идея в том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее.

 Ребенок в современном обществе ежедневно сталкивается с огромным потоком информации, часть которой он с удовольствием усваивает. Но такие чрезмерные нагрузки, в том числе и в детском саду, сказываются на физическом и психическом здоровье современных детей. Просто они живут в такое время. Это необходимо учитывать взрослым и как можно внимательнее относиться к тому, какую информацию нужно давать детям, а что то будет лишним. Будьте внимательны к любым идеям Вашего ребенка. Ребенку в первую очередь нужно родительское воспитание.

Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Современный ребенок. Какой он?

Современный ребёнок – какой он?

  Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу ( в подготовительной группе детского сада), сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет)., а это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырмя. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематогрофа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков».  Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. Почему дорогие нашему сердцу сказки об Иване-царевиче, Морозко, мёртвой царевне и семи богатырях или более современные о дяде Фёдоре и коте Матроскине не интересны нашим детям? Почему интересны персонажи, совершенно непонятные для нас-Человек-паук, Покимоны, монстры и прочая продукция американских авторов? Наши мальчики не играют практически в моряков, космонавтов; эти герои ушли на задний план, а главное место занимают игры в Бэтмана, трансформеров; там где дети играют в войну — проявляется грубость, насилие и жестокость.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Во многих    дворах отсутствуют хорошо оборудованные  игровые площадки, наблюдается дефицит хороших игрушек. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав, ст.31.

Данное право нарушается значительно чаще чем другие права ребёнка. Причины? — для большинства взрослых (и родителей и педагогов) раннее обучение представляется более важным чем игра.

Жёсткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление,  маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть.  Исследования показали, что это происходит, из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

   — резкое снижение когнитивного развития детей(умственных способностей) дошкольного возраста;

   — рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

  – уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно — потребностной сферы;

   — снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;

   — недостаточная  сформированность  мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;

  – значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

   — рост «экранной» зависимости;

   — ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;

   — увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;

   — снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;

   — астенизация телосложения и снижение мышечной силы;

   — рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;

   — рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;

   — увеличение численности одаренных детей.

Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего   Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является современная семья, во многом утратившая нравственные и ценностные ориентиры. Многим родителям просто неизвестно ,что именно в дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований образцов поведения на основе подражания. К сожалению, всё чаще родители выступают в качестве «антипримера».  И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

 

 *По материалам методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г, Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников 💡 Психология

Все мы когда-то были детьми. Но что это значит сейчас? Общество сильно поменялось и продолжает меняться. И, естественно, дети уже не такие, какие были в советское время или даже 10 лет назад. Мы это замечаем везде: в моде, в воспитании, в уровне развитии, в мировоззрении, в восприятии, в общении и многом другом. Меняется мир, меняются родители, меняются дети. О переменах, которые произошли со старшим поколением мы уже поговорили (ссылка на статью). Теперь поговорим о том, как выглядят сейчас современные школьники, дети и подростки.


Содержание:


На тему того, что из себя представляет современная молодежь, проводилось достаточное количество разнообразных исследований. Каждое исследование объясняет какую-то сторону личности детей и подростков в современном мире, а их совокупность дает нам более целостное представление о данном вопросе.


Федеральный проект «Крепкая семья» партии «Единая Россия» совместно с Российской академией образования (Артур Реан)

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Федеральный проект «Крепкая семья» партии «Единая Россия» совместно с Российской академией образования провел масштабное комплексное исследование на тему «Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям».

Для исследования была сформирована репрезентативная выборка старшеклассников из больших и малых городов России, а также сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей. Была большая выборка старшеклассников, 7 тысяч человек в восьми регионах из четырех федеральных округов России. Вот какие результаты они получили.

1. Семья занимает первое место в списке ценностей, которые являются приоритетными для молодежи. Второе и третье место — это любовь и здоровье. Таким образом, эти данные опровергают часто озвучиваемое, а иногда и агрессивно навязываемое мнение, что семья — это будто бы анахронизм, и что у этого института нет будущего.

Несмотря на все проблемы, которые связаны с институтом семьи и брака, молодежь все же верит в то, что семья важна, что она является залогом счастливой жизни. Подростки и молодые люди верят в любовь, что является очень похвально и даже удивительно, если учесть количество цинизма и нетерпимости, которое так и порхает вокруг.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

2. На вопрос о том, что лучше всего воспитывает патриотизм, старшеклассники ответили так:

1 место — семья;

2 место — армия;

3 место — художественная литература.

Факт о приоритете семьи при воспитании патриотизма является достаточно неожиданным. Но он подтверждается в исследовании не только в целом по всей совокупности, но и раздельно по различным регионам. Семья воспитывает патриотизм не декларациями и лозунгами, а образцами поведения родителей, их реальным отношением к стране, к Родине.

Поэтому, можно предположить, что лишь в семье, где ценятся и пропагандируются любовь и уважение к Родине, своей стране, где помнят и объясняют значение свободы и борьбы за нее, дети будут воспитаны как настоящие патриоты.

3. На вопрос о человеке, наиболее повлиявшем на них, в процессе взросления, опрашиваемые ответили:

Мать — 57,5%;

Отец — 23,7%;

Дедушка — 4,3%;

Бабушка — 8,2%;

Старший брат/сестра — 6,2%.

Высокое влияние матери на становление личности — факт, безусловно, очевидный. Кто как не мама проводит с вами все свое время, уделяет внимание и дарит любовь. В случае неприятностей или трудностей вы идете к маме. Это не говорит о том, что отцы не подходят на роль понимающих и сочувствующих членов семьи. Но в обществе так сложилось, что мужчина всегда на работе, ведь он должен обеспечивать семью. Дети проводят все свое время с мамой, и она становится намного ближе. И это не говоря уже о том, что процент матерей-одиночек значительно увеличился.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Да, многие отцы вынуждены искать заработок. Уезжают из своих сел или небольших городков в мегаполисы. Неделю работают, несколько дней дома. Другие работают вахтовым методом, месяцами дома не бывают. Воспитывает детей мать.

Есть по этому поводу недавнее исследование зарубежных психологов. Изучали склонность подростков к алкогольной и наркотической зависимости. Разделили испытуемых на две группы. У первой от 5 до 7 раз в неделю проходят семейные ужины, на которые за столом собираются родители и дети. У второй группы такие ужины проходят менее 3 раз в неделю или вообще их нет.

Результат: в тех семьях, где реже собираются к ужину, вероятность пристрастия подростка к курению выше в 4 раза, к алкоголю — в 2 раза, к марихуане — в 2,5 раза, к тяжелым наркотикам — в 4 раза. Вывод прост: для воспитания детей надо просто собираться вместе, общаться, разговаривать, делиться своими успехами и проблемами, обсуждать совместные дела. Если этого нет — тогда все плохо.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

4. В исследовании были задействованы две выборки. Одну составили подростки группы социальной нормы, с просоциальным поведением, другую – подростки с девиантным, асоциальным поведением. Старшеклассникам был задан вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?»

Положительно на вышеназванный вопрос в группе «норма» ответили 41% респондентов, а в группе «девиантные» – только 26% подростков. Отрицательно ответили на вопрос в группе «норма» 35%, а в группе «девиантные» – 55% респондентов. Затруднились с ответом в первой группе 24%, а во второй группе – 19%.

Результаты, даже по группе «норма», конечно, не назовешь отрадными. Ведь более половины старшеклассников (вместе с затруднившимися с ответом) не могут считать свою нынешнюю семью образцом, по которому они хотели бы строить свое семейное будущее. В группе девиантных подростков этот показатель еще больше, он составляет 76%. Подростков, не определившихся со своей позицией, в группе «девиантные» меньше, чем в группе «норма».

Таким образом, девиантные подростки значительно более негативно воспринимают свою родительскую семью, что в целом вполне ожидаемо. Этот факт еще раз доказывает решающее влияние семьи, системы отношений в ней на формирование девиантного, асоциального поведения подростков. Весьма тревожным является тот факт, что среди подростков группы «норма», также высок процент тех, кто не может назвать свою нынешнюю семью образцом, на который они хотели бы ориентироваться.

Таким образом, для 58% молодежи их нынешняя, родительская семья не является ориентиром и образцом. Ребята не довольны тем, как проходит жизнь в стенах их дома. Кому-то не нравятся методы воспитания, кому-то то, как складываются отношения между родителями или между родителями и детьми, кому-то может не нравиться чрезмерная занятость родителей и многое другое.  

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Это может быть как реальной проблемой, так и превосходным стимулом к развитию. Так, например, данная ситуация может являться одной из причин неготовности части молодежи к браку, и причиной высокой статистики разводов в первые же годы супружества. Ведь пока мы подростки, мы думаем, что у нас все будет иначе, что наша семья будет лучше, и дети у нас будут другими. А когда суровая реальность приходит к нам в дом, она просто застает нас врасплох, и, в силу неожиданности, мы просто бежим, бежим так далеко, как только можем.

Но непринятие семьи, в которой вырос человек, может быть и причиной для того, чтобы молодежь создавала свои семьи более обдуманно, тщательно выбирала способы общения со своими детьми, более подробно изучала вопросы воспитания.

Как я понимаю, тут шансы 50% на 50%. Если ребенок воспитывается в семье без отца, то он либо всю жизнь будет бояться отцовства и также бросит (или вообще не заведет) ребенка, либо он станет самым лучшим в мире папой (ну или, по крайней мере, он постарается таким быть!).

Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

В России были проведены и другие исследования. Сбербанк совместно с агентством Validata в конце 2016 года провели исследование, в ходе которого специалисты работали с 18 фокус-группами с детьми и молодежью в возрасте до 25 лет, 5 фокус-группами с родителями. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове). После опросов молодежи и ряда глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами, было выведено 30 фактов о современной молодежи на 2017 год. Эти факты актуальны и в 2019 — 2020 гг.

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

Чтобы проверить этот факт достаточно просто прийти в любое общественное место и посмотреть вокруг. Что мы увидим? Все студенты, школьники и даже дети «сидят» в телефонах. Они слушают музыку, играют в игры, «зависают» в социальных сетях, активно чатятся, что-то гуглят, пользуются навигаторами и различными приложениями, а кто-то даже пытается развиваться (аудиокниги, электронные книги, развивающие сайты и видео, языковые курсы и т.д.). Нужно признать, что и более старшее поколение уже сложно встретить в каком-то другом состоянии. Такова реальность, мы скорее голову дома оставим, чем смартфон.

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Почему же мы не видим жизни без смартфона? Дело в том, что «быть онлайн» – это ведущее измерение реальности. Здесь легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи. Более того, «онлайн» формирует тренды. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит «онлайн». Сейчас можно годами не выходить из дома и жить при этом отлично, иметь хорошую зарплату, оплачивать все счета, заказывать качественные вещи и продукты с доставкой на дом, быть в курсе всех новостей и трендов.

Факт 2. Воспринимают краткую и наглядную информацию

Вот она, эра информационных технологий. Немногие дети сегодня понимают то, как их родители раньше учились, сидели в библиотеках часами, сами писали дипломные и курсовые работы, окружив себя миллионами старых и пыльных книг. Сейчас для этого достаточно просто ввести запрос в поисковике, и перед вашими глазами появятся ответы на все интересующие вас вопросы.

Но молодежи этого уже недостаточно. Современные дети и подростки потеряли способность воспринимать длинные и нудные тексты. Для того, чтобы донести до них информацию в приемлемой для них форме, учителям приходится сильно сокращать и перерабатывать весь материал, чтобы дети могли потреблять его маленькими «перекусочными» порциями. Таким образом, появляется новый девиз молодежи «Нет крупным формам!».

Большой акцент делается на наглядности информации. Молодежь даже общается с помощью десятков смайликов и картинок, вот и образование идет на встречу. Разрабатываются пособия и учебники с большим количеством наглядной и интересной информации, где минимум текста и максимум картинок, на уроках постоянно используются различные познавательные фильмы и другое видеосопровождение, и, конечно, все давно уже массово перешли на показ презентаций.

Стоит отметить, что у современной молодежи развилось быстрое переключение внимания (средний период концентрации внимания на одном объекте – 8 секунд).

 Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду. То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой. Поэтому и вкусы у молодежи меняются очень быстро, у них нет устойчивых предпочтений, нет постоянной лояльности к брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

Факт 4. Конфликт поколений

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Родители выстраивают партнерские отношения с детьми. Они руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное». Вот, например, в ходе исследования прозвучала такая фраза: «Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали».

И молодежь в стороне не остается. Все чаще в социальных сетях стали появляться записи с выражением любви и привязанности к своим родителям. Так что, и дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом. Похоже, метод все-таки работает!

 Факт 5. Взрослые – не безусловный авторитет

Взрослые признают, что дети превосходят их во многих навыках. Проблемы с компьютером, телефоном, другой техникой, кого вы зовете? Нет, не охотников за приведениями. Своих детей. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни. Но у молодых людей уже нет приоритета к старшим. Молодежь общается с ними свободно и на равных.

Факт 6. Гиперопека

Гиперопека – это такой стиль воспитания, при котором родители стараются контролировать все сферы жизни своего ребенка, не давая ему возможности решать и выбирать. Это, так скажем, болезнь не редкая. Нужно признать, что баланс между гиперопекой и гипоопекой найти сложно, но возможно.

Получается, что родители, пытаясь защитить и пожалеть ребенка, не дают ему получить важные уроки в жизни. Девиз родителей — «Главное – не сломать».  Они оказывают минимальное давление на детей, взваливают все бытовые обязанности на себя, делают так, что ребенок живет «на всем готовом».

Из-за этого молодые люди не приобретают нужных умений самостоятельной жизни, не нарабатывают навыков решения проблем. В итоге, ребенок вырастает, но жить отдельно и самостоятельно не может. Он не знает, как решать бытовые вопросы, не знает где и как нужно поступать, с трудом принимает решения. Такому человеку будет сложно добиться чего-нибудь в жизни.

Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Человек – биосоциальное существо. Нам необходимо постоянно взаимодействовать с людьми, чтобы хорошо себя чувствовать. У подростков эта черта сильнее влияет на жизнь. Им важно постоянно быть на связи, они не бывают одни и не любят быть одни. Молодежь постоянно находится в состоянии общения: живое общение при личной встрече, общение по телефону, через соц.сети, в играх, на форумах, даже комментарии в Интернете являются своеобразным общением.

Сегодня среди молодежи даже сильнее ценятся те качества, которые помогают легко общаться. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать. Вот как отзываются сами дети об этом: «Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности

Поколению Z прививается мысль об их уникальности. Каждый ребенок уникален и талантлив. Каждый считает себя непохожим на другого. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает».

Факт 9. Тотальное следование рекомендациям Онлайн-СМИ 

Еще 10 лет назад на улицах можно было встретить представителей разных субкультур среди подростков: готы, эмо, панки и т.д. А современная молодежь отличается отсутствие каких-либо ярко выраженных субкультур. Такими образом, складывается некая похожесть вопреки представлению о собственной исключительности и вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Современная молодежь не видит себя единым поколением, у них не развито чувство общности. Они заявляют, что все разные, не замечая того, что их всех объединяет. При этом увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой», ведь каждый волен делать то, что хочет.

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

Очень долгое время всех детей учили упорной работе фразами, что «только упорный труд даст результат», «десятилетиями нужно вкалывать, чтобы иметь что-то стоящее», «звезд с неба не хватай, бери, что дают, и работай», «думаешь, ты чего-то добьешься, если будешь плохо учиться и весь день на кровати валяться (играть, гулять и т.д.», «пока и такая зарплата подойдет, поработаешь какое-то время, и она увеличится» и др. Но сегодня у молодежи нет уверенности, что постепенные усилия приведут к цели.  История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

Но эта же история показала, что все может быть лучше, чем ты рассчитываешь. Сотни историй о том, как никому не известный человек вдруг обрел всемирную славу и состояние, все чаще появляются в СМИ. В последние 5-10 лет огромной популярностью среди подростков пользуются видеоблогеры, которые, казалось бы, на ровном месте обретают известность и крупные заработки (хотя они и дети).

Это в очередной раз подтверждает, что успех может быть легким и быстрым. Вот мнение молодежи:

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт…»

«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Последняя фраза действительно очень обидна. Столько лет стараний, которые уходят, как оказывается, впустую. На самом деле, такое явление можно встретить достаточно часто. Как правило, «двоечники» и «троечники» не обладают тягой к знаниям, но обладают полезными для выживания навыками. Например, «влезут туда, куда не звали», «скажут без сомнения и стеснения», «не побрезгуют воспользоваться помощью, связями, деньгами», короче говоря, это очень коммуникативно развитые люди. А вот «хорошисты» и «отличники» скорее тихие интеллектуалы, которые привыкли (и хотят) пользоваться честными методами. И, как правило, эти честные методы не сильно работают в нашем мире. Вот и выходит то, что выходит.

Факт 12.  Тихое сопротивление —  открытый бунт

Современные подростки не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам. Они хотят поступать так, как считают правильным сами (и поступают). Но при этом они не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

 «У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»

Факт 13.  Отсутствие гендерного равенства

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Традиционный взгляд на взаимодействие полов. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью. Продвинутые, независимые девушки – эгоистичны. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь. Ожидаемый возраст вступления в брак и рождения детей откладывается до 25-27 лет.

Факт 14.  Главное – найти свой путь

Установка на поиск себя сформулирована родителями и педагогами, активно транслируется через массовую культуру и Интернет. Главное в жизни – это найти свой путь, найти то, что действительно нравиться, чтобы не пришлось как родителям «вкалывать» 50 лет на ненавистной работе.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

Главный запрос жизни – быть счастливым. Важную роль играют наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе. Молодежь считает, что стать счастливым можно только, если найдешь свой путь. Трудности означают, что путь выбран неверно.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Привести к успеху может только «Правильно выбранный свой путь».

«Успешность — это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».

Факт 17. Саморазвитие – это модно

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Современная молодежь постоянно говорит о саморазвитии. Саморазвитием считается любое увлечение. Любая активность «по желанию» — музыка, походы, фотографирование…

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…»

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

Жизнь должна быть разнообразной. В ней должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует». Считается, что обязательно нужно пробовать разные вещи и занятия. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

Факт 19. Работа должна быть в радость

Слова «карьера» и «престижная работа» практически не звучат. «Вкалывать» подростки не готовы. Они считают, что работа должна приносить удовольствие, доход, не отнимать много времени.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».

«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

Не думают о том, чтобы менять мир или человечество. В первую очередь хотят сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких.

Факт 21. Страстно хотят признания

Ожидают похвалы на любое действие и во взрослой жизни. Хотят признания, которое должно вести к социальной популярности на работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть, а сейчас едут посмотреть что-то, сделать селфи, чтобы другие оценили и позавидовали!»

Факт 22. Модно быть умным

В данном случае ценится не столько интеллект и эрудированность, сколько коммуникативные навыки, т.е. умение общаться. Для подростков умный человек – это человек, который умеет устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на разные темы, умеет быть не скучным.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора».

«Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но, если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

Среди молодежи принято заявлять, что они любят свою семью, обожают родителей. Удачная семья – признак состоятельности, и в конечном итоге, счастья. А создание хорошей семьи – более важная цель, чем профессиональная реализация.

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».

Факт 24. Страх разочаровать родителей

Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением», т.к. появляется страх не оправдать возложенных надежд.

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа!

«Правильный выбор» становится почти вопросом жизни и смерти — ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности. Появляется страх необратимости сделанного выбора. Им кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором!»

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение

Родители не помогают в выборе пути — они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем. Молодые люди чувствуют растерянность, стоя перед выбором, нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы — растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. А теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься».

Факт 27. Страх обычной жизни

Современные дети и подростки: новое поколение школьников

Появляется страх, что взрослая жизнь будет однообразной, обычной, без ярких впечатлений. Молодежь не может видеть радость в повседневности. Для них жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».          

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

Молодежь считает, что идеальное будущее – это наличие семьи и друзей. Быть «одиночкой» – это провал и выпадение из социума. Для них одиночество не означает независимость и свободу.

Факт 29. Минимальный горизонт планирования

Отдаленное будущее подросткам кажется непонятным и пугающим. Они имеют короткий горизонт планирования, который работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ. План на день — да, а план на год, два, три, десять лет – нет! Есть лишь примерные ориентиры, например, выбранный вуз, специальность.

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

Они ставят перед собой не амбициозные цели, чтобы не разочароваться. Ожидания от будущего – «нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья. Они все хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий.

«Я хочу обыкновенного женского счастья — семью, домик у пруда, чтобы по нему бегали дети, чтобы не нуждаться ни в чем, но и лишнего тоже не нужно».

Современные дети: какие они?

Современные дети: какие они?

Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,  если на 10 лет вперёд — сажай лес,  если же на 100 лет — воспитывай детей.  (Народная мудрость)

Родители и педагоги испытывают значительные трудности в воспитании и обучении современных детей: диагностические методики, которые раньше успешно ими использовались, сегодня не отражают актуальный уровень развития ребенка. Если раньше 5-тилетний ребенок собирал картинку из 5-6 частей, и это расценивалось как нормальное развитие, то сегодня дети в 2-2,5 года без особого труда собирают пазлы из 12 частей. Следует это рассматривать как одаренность или как нормальное развитие?

К педагогам за помощью часто обращаются бабушки и дедушки, которые «не понимают: как нужно воспитывать внуков», так как те методы, которые они использовали для воспитания своих детей, «уже не работают».

По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения.

Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».

Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.
  • изменения информационного и технологического пространства (информационные и компьютерные технологии). В настоящее время фильтр, который ранее отделял детей от внешнего мира, и действительно позволял побыть немного детьми, становится все тоньше благодаря телевидению и Интернету.
  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство. Интересно, что чем выше культурный уровень семьи, тем сильнее стресс, получаемый детьми, поскольку сами дети воспринимают стресс, получаемый родителями каждый день.

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Наши дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

Со времен классиков известны размышления на тему конфликта отцов и детей. Дискуссии на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже никогда не прекратятся. На малышей в этих спорах внимания не обращали, поскольку было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот относительно недавно взрослые стали замечать, что эти малыши совсем не такие, как были раньше.

Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым (и не только ученые, иногда и просто люди, которым кажется, что они разобрались в вопросах воспитания), пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психиче­ское развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста­вать развитие социальных эмоций – со­пе­ре­живания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет.

Это в эмоциональном плане, а в воле­вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости (кстати, оно часто касается только высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире и соответствующей компетентности), они нередко имеют комплекс неполноценности (парадоксально: и это-то при повышенном уровне самомнения) и боятся… что их не любят.

Наиболее час­тая проблема в последнее время – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны, мотивация снижена) на фоне развитого по возрасту интеллекта.

Обращает на себя внимание неумение детей играть. Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Разновозрастных групп в детском саду практически нет. Во дворе они не складываются (да и родители этого боятся как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками). В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, которая определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

Специалисты отмечают, что у многих современных детей эмоции проявляются в негативном аспекте – малыши проявляют агрессию к окружающему миру. Обращений о психологической помощи с такими детьми в последние годы действительно стало больше. Современные дети больше подвержены стрессам. На это влияют и частые родовые травмы, и жизнь в большом городе, и неурядицы в семье, где живет ребенок.

Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о