Учителя дети: 12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка – Учитель поделился школьными проблемами, о которых обычно педагоги вслух не говорят

Содержание

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Учебный год — это всегда стресс. И для родителей, и для учеников. Особенно если ребенок идет в 1-й класс или меняет школу. Ваши переживания можно понять: новый учитель, новый подход к знаниям, новые требования. Для того чтобы ребенок быстро адаптировался в незнакомой ему среде, необходим чуткий педагог. Выбор такого педагога — дело непростое.

AdMe.ru собрал вопросы, ответив на которые вы сможете понять, подходит ли учитель вашему ребенку.

Есть ли у учителя свои любимчики?

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Выделять одного ученика — это очень нездоровая тенденция среди учителей. Во-первых, на фоне одного такого ребенка остальные чувствуют себя обделенными и ущербными, в итоге снижается успеваемость в классе. Во-вторых, любимчик испытывает куда больше моральных страданий: не каждый ребенок любит быть в центре внимания, и ему скорее будет некомфортно в этой ситуации. Да и остальные дети будут недоброжелательно относиться к любимчику учителя.

Сравнивает ли учитель ребенка с другими учениками?

Сравнивать детей между собой — непедагогично. Но еще хуже, если учитель сравнивает ученика с его старшими братьями и сестрами. Фразы в духе «Твой брат так хорошо учился, почему ты так не можешь?» делают ребенка замкнутым и неуверенным в себе. Подобные сравнения не мотивируют на учебу. Скорее наоборот: у ребенка падает самоценка, он становится застенчивым и озлобленным на самого себя, на учителя или на одноклассников.

Как учитель предпочитает решать конфликты?

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Конфликты между учениками неизбежны. Главное — вовремя их предотвратить. Каждая ситуация уникальна, поэтому к каждому ученику нужно искать индивидуальный подход. Грамотный педагог попытается предупредить конфликт и не допустить его развития. Недопустимо, чтобы учитель вставал на чью-либо сторону, разжигал конфликт или устраивал над учениками публичный суд.

Наказывает ли учитель детей публично?

Публично обзывать или бить ребенка педагог не имеет права. С легкой подачи учителя остальные дети могут начать травить своего одноклассника. Логика у ребят простая: «Если учителю можно, то почему и нам нельзя?» Разумеется, подобная травля негативно сказывается на психике ребенка. У него падает успеваемость, он замыкается в себе и становится жестоким.

Позволяет ли учитель обижать слабых?

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Если один из учеников постоянно подвергается нападкам других детей или самого учителя, это повод перевести ребенка в другой класс. Самое ужасное, когда учитель находит, условно говоря, козла отпущения и начинает вымещать на нем злость. Школа — это место, где ребенок получает необходимые знания, умения, навыки и учится общаться с людьми. Атмосфера травли и постоянного нервного напряжения не способствует ни учебе, ни нормальному общению.

Какие требования у учителя к ученику?

Если ваш ребенок попал к сильному педагогу, это прекрасно. Но плохо, когда у учителя cлишком завышенные требования. В конце концов это приводит к конфликту и снижает у ребенка тягу к знаниям. Учитель с завышенными требованиями не способен адекватно оценивать знания. Нередко он критикует ребенка и провоцирует застенчивость, которая затем будет преследовать ученика на протяжении всего обучения в школе.

«Лучшие люди — это дети». Учитель года — 2019 о себе, честности и своем стиле работы

Победитель конкурса «Учитель года России — 2019», преподаватель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний» Лариса Арачашвили рассказала корреспонденту ТАСС, как переезжает со съемных квартир с кипами книг, а за две с половиной недели конкурса ни разу не спала больше пяти часов в сутки.

Не превратиться в Обломова

Я побывал только на одном уроке Ларисы Арачашвили, но и этого хватило, чтобы убедиться: передо мной — необычный учитель. Собственно, и сама она относит себя к нестандартным педагогам.

Итак, урок русского языка в 7-м классе. «Чего нет у причастия?» Поднято несколько рук, и выбранный Ларисой ученик отвечает: будущего времени. Учитель хвалит: «Супер!» И задает следующий вопрос: «Почему слово бетонный пишется с двумя «н»?» Опять несколько рук, опять жестом учитель показывает, кому отвечать, и ученица, не вставая с места, говорит, что первая буква «н» из корня слова, а вторая — это суффикс. «Класс!» — снова одобряет учитель. Работа на доске. Лариса, замечая ошибку, говорит чуть обиженно: «Слово «отражение» пишется через «а» — это словарное слово, друг мой…»

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

На уроке оживленно, учитель дружелюбна и даже уютна: когда дети обращаются к ней с каким-либо вопросом, она просто и по-домашнему откликается междометием «ая».

«Я стараюсь быть понятной и услышанной детьми, разговаривать с ними по-современному, даже музыку слушать ту, какую они сейчас слушают, чтобы лучше понимать их. Но самое главное — быть перед ними честной. Тогда и они будут с тобой честны. Мне буквально вчера один ученик пишет СМС в 12 ночи: «А это нормально — рыдать над Обломовым?» Я ему отвечаю: «Нормально. Только пацанам не говори», — улыбается собеседница.

Она призналась, что ей нравится грустная шутка — «как-то незаметно из Чацкого я превратился в Обломова». «Так вот моя цель — не превращаться в Обломова, все-таки Чацкий мне ближе», — уточнила педагог.

Семейный ритуал

А начиналось все, наверное, с глубокого детства. Когда в конце 1940-х годов на казаков начались гонения, семья Кудряшовых из Сталинградской области уехала в Грузию, где бабушка Ларисы 40 лет проработала учительницей русского языка и литературы в средней школе города Рустави.

Конечно, отсюда же у девочки любовь к книгам, чтению, русскому языку. «Помню, был даже такой семейный ритуал — я садилась в бабушкино старое кресло, читала лет в шесть свою любимую сказку «Гадкий утенок» и смотрела в окно, ждала маму с работы, а мама работала юристом в исправительной колонии в Рустави, кстати, там же работал и мой папа, только экономистом, там они и познакомились», — рассказывает Арачашвили.

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

Мама и сейчас работает юристом, только в райцентре Средняя Ахтуба под Волгоградом. Лариса же, окончив девять классов в Средней Ахтубе, пошла в 10-й класс волгоградской школы-интерната для одаренных детей «Лидер».

«Моим классным руководителем в «Лидере» была преподаватель русского языка и литературы Анна Александровна Селезнева. Вот в ней я впервые увидела классного современного преподавателя. Она вот такая яркая и нестандартная. Когда она на линейке вот так — не зло, не едко, а вот именно интересно, комментировала происходящее… Я еще подумала: наверное, чья-то мама, учителей таких не бывает. И тут вдруг выяснилось, что она наш педагог и даже классный руководитель! При этом она профессионал, она научила меня писать научные работы, однозначно, как педагог она дала мне очень многое. Конечно, она поздравила меня с победой на конкурсе», — улыбается победительница.

«Так, как ты, работать нельзя»

Сначала Лариса поступила в Волгоградский госуниверситет на редакторский факультет. Но когда на втором курсе попала на лекцию в педагогический университет, поняла, что вот это — ее.

«В ВолГУ парты, столы такие чистые, гладкие, а в педуниверситете все парты исписанные. Но они исписаны цитатами классиков русской литературы. И у меня перед глазами цитата Михаила Булгакова: «Вы смеетесь надо мной, потому что я отличаюсь от вас, а я смеюсь над вами, потому что вы не отличаетесь друг от друга!»

И еще цитаты из Есенина, Маяковского, переписка о том, что кто-то хочет в столовую, но она… в стихах! Маме говорю: я хочу в педагогический, она говорит: хочешь — хоти, но ВолГУ не бросай. Договорились, я осталась в ВолГУ на заочном, а в педуниверситет перевелась на очный».

В первый год работы учителем старшие коллеги говорили Ларисе, что так, как она, работать нельзя. Но на втором году работы к ней подошла семиклассница и спросила: а что нужно читать, чтобы быть как вы?

«И вот после этого я решила: пускай вынесут меня из образования вперед ногами, но буду такой, какая есть, потому что это классно, когда ребенок увидел в тебе что-то, чему хочется подражать. Ты-то себя знаешь со всеми недостатками, но дети увидели в тебе самое хорошее, это такой стимул в работе, вы не представляете», — признается педагог.

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

Сейчас у 29-летней Ларисы Арачашвили уже семь лет педагогического стажа, и ее награда подтверждает, что она была права. 

«Лучшие люди — это дети»

Как утверждает Лариса, в школе может быть что угодно, но никогда не бывает скучно.

«Я работаю с самыми лучшими людьми — это дети. Они лучше, чем взрослые, — они чище, они забавнее, они веселее. Уверена, что детям не противно идти ко мне на урок, у нас происходит живое общение. Но уроки я всегда веду на высоких каблуках, это меня как-то собирает, дисциплинирует. И еще — я не добренький учитель: я ставлю двойки, и немало. Но они понимают, за что получают эти двойки. При этом я и пятерок не жалею. Наказываю? Да нет, не наказываю. Хотя… могу наказать своим невниманием. Я не урокодатель, я учитель. Если они очень сильно шумят, а делаю раз, два замечания. Если это не срабатывает, я превращаюсь в урокодателя. То есть распрямляю плечи, голос становится холодным, бесстрастным, и на детей это производит самое большое впечатление — вы так на нас сильно обиделись? У них сразу такой ужас», — рассказывает Лариса Георгиевна.

За опоздание педагог тоже «наказывает», и тоже своеобразно: нужно рассказать любое стихотворение наизусть.

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

«Сначала они мне Агнию Барто читали, теперь сообразили, что есть короткие стихотворения — у Маяковского, Цветаевой, Пушкина. Я сижу — радуюсь, но сказала, что есть одно стихотворение, оно всего в одну строку, которое я просто как филолог знаю. Вот жду, когда они его найдут, это уже такое исследование и соревнование», — признается собеседница.

Среди 120 ее старшеклассников любимчиков нет. Есть дети, которые больше проводят с ней время, но они сами приходят к своему учителю. А так, чтобы кому-то ставить четверку, а кому-то за такую же ошибку пятерку, потому что педагог как-то по-особому к нему относится, такого нет.

Лариса призналась, что в 9-м классе был один сложный ученик, который провоцировал ее, ждал, когда она «взорвется».

«Как я с ним справилась? Поговорила спокойно, по-честному. Сказала: вот чего ты добиваешься? Хорошо, я «взорвусь», начну кричать, буду выглядеть отвратительно, потом я буду вести себя как нехороший человек — писать на тебя докладные, вызову родителей, пойду жаловаться, ты пройдешь это все вместе со мной, кому будет легче? Он постепенно успокоился. Так он выпустился после 9-го класса, а уже в сентябре пришел ко мне — соскучился, говорит», — улыбается Лариса.

«Преступление и наказание» похоже на «Бойцовский клуб»

Лариса вспоминает случай на уроке русской литературы. Изучали «Преступление и наказание». И ее ученики говорят: это очень похоже на «Бойцовский клуб» Чака Паланика, который читали полкласса. А еще они вспомнили «Заводной апельсин» Энтони Берджесса.

«Хотя все это выходит за рамки школьной программы, но мы обсудили и это. Вообще, я стараюсь далеко не отходить от программы, потому что на это просто нет времени. Тем не менее часто приношу на урок дополнительные книги, рассказываю такую информацию по русской литературе, русскому языку, которой нет в учебниках, например, почему появились две точки над буквой «ё», вот что-то такое познавательное, историческое. Кстати, недавно попросила восьмиклассников собрать десять фактов из истории русского языка. Они замечательно справились. Я вот не знала, что до XVIII века восклицательный знак назывался точкой удивления. А теперь и они, и я это знаем», — рассказывает Лариса Георгиевна.

Портрет, который написали ученики, особенно дорог Ларисе Дмитрий Рогулин/ТАСС

Портрет, который написали ученики, особенно дорог Ларисе

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

Что касается чтения книг, она считает, что книгу должны любить и читать прежде всего в семье. Но и роль учителя здесь тоже важна. Неудивительно, что победительница конкурса «Учитель года» следит за всеми книжными новинками, победителями «Букера», «Большой книги».

Пробовала сама писать рассказы, но не пошло. «Я хорошо умею говорить о литературе, чувствую красоту языка, литературы, умею и люблю показывать ее детям, что для меня важнее».

«У меня дома уже лет десять как нет телевизора, но фильмы и сериалы, например «Игру престолов», смотрю по интернету. Конечно, много читаю. Когда я переезжаю с одной съемной квартиры на другую, у меня кипы книг перевязанные. Мама ворчит: нет чтобы что-то путное перевозить», — снова улыбается Лариса.

Наполнить себя

В финале «Учитель года России — 2019» приняли участие 85 человек — лидеры региональных отборочных туров. Чтобы войти в тройку лучших педагогов страны, участники прошли шесть испытаний: «Урок», «Внеурочное мероприятие», «Мастер-класс», «Образовательный проект», «Публичная лекция» и «Разговор с министром». Два финальных этапа стали решающими.

«Безумно страшно было на последнем туре, когда я читала список жюри — ректор МГУ Виктор Садовничий, Шалва Амонашвили. Да я по книгам Амонашвили училась, а сейчас я ему должна что-то показывать. Вот это было эмоционально страшно. И оказывается, не выключили трансляцию и перед «Мастер-классом» не включили перебивку, а я этого не знала. И вот вся страна смотрела, как я 10 минут моталась по сцене туда-сюда и сама себя успокаивала. Но я своих детей учу быть смелыми, честными и идти до конца, так что и у меня не было варианта не пройти до конца эти конкурсные испытания. Я в Чечне на первом этапе конкурса не была ни на одной экскурсии, только по вайберу смотрела, как остальные конкурсанты гуляют. А я готовилась, что-то читала, вот такие вещи — ты себя наполняешь, потом выдаешь хороший результат», — рассказывает Лариса, отметив, что не следила за другими конкурсантами и не очень тесно с ними общалась.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, Лариса Арачашвили и министр просвещения РФ Ольга Васильева Владимир Гердо/ТАСС

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, Лариса Арачашвили и министр просвещения РФ Ольга Васильева

© Владимир Гердо/ТАСС

Как признали потом многие педагоги, «Публичная лекция» конкурсантки Арачашвили была необычной. Она остро подняла вопрос не столько обучения детей, сколько их воспитания, назвав в этом ключевой фигурой учителя.

«Сегодня же все можно «прогуглить». Я не знаю столько, сколько «Гугл», а сейчас есть и онлайн-уроки. Но тогда для чего нужен учитель? А затем, что воспитывать должна личность учителя. Его поведение, как он общается с детьми. У меня 120 учеников, все они разные, и я не могу с каждым разговаривать одинаково — есть дети, на которых надо посмотреть строго и их это собирает. А есть такие, которым надо «помурчать»: ну давай сделаем, вот, смотри, еще одно упражненьице, и пойдешь домой», — вспоминает об этом конкурсе Арачашвили.

«Ты негуманный педагог»

Когда в «Разговоре с министром» Лариса сказала, что ставит двойки за списанные работы или несделанную домашнюю работу, Амонашвили отвел ее в сторонку и сказал, что она все-таки негуманный учитель. На вопрос «почему» легендарный педагог ответил, что двойки ставить не надо.

Однако Арачашвили в своей «Публичной лекции» не согласилась с мэтром педагогики. Она считает, что когда ученик пошел гулять, не сделав домашнее задание, это его осознанный поступок, за который он должен отвечать, и именно за это она и ставит двойки.

Но вот позади победа в конкурсе, многочисленные поздравления и очень теплая встреча в волгоградском аэропорту после возвращения из Москвы. После всего этого Лариса вернулась в свою школу №55 «Долина знаний», отказавшись от предложения о работе в столичных школах и даже вузах.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, Лариса Арачашвили и министр просвещения РФ Ольга Васильева Владимир Гердо/ТАСС© Дмитрий Рогулин/ТАСС

«Ну как это? Я заканчивала волгоградский вуз, я работаю в волгоградской школе, я работаю с волгоградскими детьми. По факту все, что у меня есть, мне дал волгоградский регион. И стала я победителем, потому что меня поддерживал регион, друзья мои флешмоб запустили, и вот я говорю: спасибо вам большое — а теперь я поехала в Москву? Нет, знаете, долг платежом красен, вот, скажем, я отдаю этот долг, дань уважения. Через несколько лет, да — может быть», — резюмировала обладательница «Хрустального пеликана» — главного приза конкурса «Учитель года России — 2019».

Кстати, эта хрустальная птица стоит сейчас в кабинете директора школы, и победительница предполагает, что эта статуэтка и останется навсегда в волгоградской школе «Долина знаний».

Игорь Каленич

некоторые трудности и как их преодолеть

Часто бывает так, что дети или внуки учителей и директора учатся в той же школе, где работают их родители. Положение в школе учительских детей и самих учителей порой можно сравнить с состоянием балансирующего канатоходца. Педагогу в школе важно оставаться педагогом, а дома быть родителем по отношению к своему ребенку, а ребенку в школе надо быть учеником, а дома — сыном или дочерью. Но зачастую так не получается, и тогда возникают трудности.

Можно выделить несколько категорий трудностей, связанных с детьми учителей.

  • Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.
  • Отсутствие объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.
  • Использование своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.
  • Возникновение недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.
  • Профессиональная деформация педагога-родителя.
  • Нехватка времени для своего ребенка при загруженности педагога.

Мне показалось важным раскрыть суть каждого вида трудностей и призвать всех участников образовательного процесса — педагогов, администрацию, психологов, учащихся и их родителей — решать проблемы конструктивно.

Итак, начнем с первой.

Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.

Психологической подоплекой такого поведения может стать устойчивое представление педагога о том, что его ребенок — это его «лицо», а его «потерять» нельзя. Надо держать марку. Педагога постоянно преследует мысль: «у хорошего учителя должны быть хорошие дети». Добавим к этому, что большинство педагогических коллективов женские, а значит, в них обсуждают друг друга, что сильно влияет на самооценку женщины. Таким образом, тревога педагога связана с поддержанием своего образа — как педагога, так и хорошего родителя.

Другой сложный психологический момент кроется в неосознанном желании не отпускать от себя ребенка, быть для него необходимостью, и профессия в какой-то степени способствует этому. Такое желание часто связано со страхом одиночества. Лучшим лекарством от одиночества служат конструктивные искренние связи с окружающими людьми, открытость миру и интерес к людям. И та же педагогическая профессия дает прекрасную возможность использовать такое «лекарство».

Отсутствие объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.

Трудность в объективном оценивании знаний и умений своего ребенка психологически также связана с представлением педагога о том, что ребенок — это его лицо. С одной стороны, учителя бывают более строги к работам своих детей, с другой — у них есть возможность «натянуть» им оценку. Это происходит только из-за того, что им стыдно перед другими за своего ребенка, а так хотя бы формально можно быть «не хуже других». Такая двойственность сильно влияет на эмоциональное состояние педагога-родителя, что приводит к нарушению детско-родительских отношений.

Выход из ситуации заключается в поиске конструктивных решений проблем вашего ребенка.

Надо разобраться, что не получается, почему не получается, когда, при каких обстоятельствах не получается. Консультация специалиста, занятия с репетитором, посещение психологического тренинга, совместное участие в каком-нибудь конструктивном сообществе (типа отрядов «Аванпост» или «Москвоходы»), волонтерском движении и др. поможет разрешить трудности.

Главное — начать действовать и перестать прятаться под маской.

Использование своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.

Большинство матерей сделают все что угодно для блага своего ребенка, тем более когда у него есть трудности. Иногда родители идут в педагогическую профессию в связи с проблемами своего ребенка. В моей практике встречались дети, у которых были серьезные трудности с письменной речью (а в старших классах это катастрофа), и наоборот, с письменной все в порядке, а устно ребенок два слова не может связать.

Были и ребята, блестяще решавшие сложные математические задачи, но с русским языком у них были нелады. И наоборот, подростки, пишущие стихи, грамотно выражающие свои мысли, с трудом выполняли задания, скажем, по геометрии. Таким детям в обычной школе трудно.

Низкая успеваемость по основным предметам снижает самооценку, и у ребенка совсем опускаются руки. В таких ситуациях педагог-родитель старается найти общий язык с коллегами и подыскать варианты исправления ситуации: договаривается о переписывании самостоятельных и контрольных работ, о вариантах зачетной сдачи пройденного материала. Как правило, все это в рамках закона, различных положений и правил внутреннего распорядка. Любой родитель, заинтересованный в успехе своего ребенка, также может поддерживать тесную связь с педагогами, что только приветствуется специалистами, работающими в школе.

Возникновение недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.

Хорошо, когда тебя понимают, идут навстречу, но иногда бывает наоборот. Попадаются принципиальные люди, для которых принцип «все равны» означает, что учиться надо только так и никак иначе. Вот здесь и начинается недопонимание и даже обиды, что мешает педагогическому коллективу быть командой единомышленников и эффективно работать. Здесь школьный психолог должен обратить внимание на умение членов коллектива различать личные и профессиональные отношения, на сферу этих отношений. Когда в этом вопросе точки над i будут расставлены, обиды исчезнут.

Трудности у учительского ребенка могут носить и поведенческий характер, что частично может быть обусловлено физиологией (гиперактивность), частично нарушенными детско-родительскими отношениями, сложной семейной ситуацией. И тут для педагога важны понимание и помощь коллег. Практика показывает, что замять ситуацию удается лишь на время, вскоре она опять обостряется и становится более сложной и болезненной. Поэтому своевременная помощь прежде всего психолога, а также коллег и администрации — это лучшая профилактика таких ситуаций.

Профессиональная деформация педагога

Профессиональная деформация педагога часто возникает из-за серьезных или периодически случающихся стрессовых ситуаций. Учителю, отдающему всего себя работе, важно получить обратную связь от детей. Когда обратной связи нет или она не оправдывает ожиданий, случается профессиональный кризис. Тут важно взять тайм-аут и привести педагога в нормальное психофизическое состояние. Хороший отдых, смена обстановки, окружения, проработка с психологом или психотерапевтом своих трудностей, осознание себя и своих действий в ситуации стресса, поиск и нахождение ресурсов и вдохновения помогут педагогу вернуться в профессию и на работу.

В этот момент важно попросить помощи у близких, найти у них взаимопонимание и поддержку. Человек может решить свои проблемы, когда он здоров и имеет для этого ресурсы, — это непреложная истина.

Такая ситуация была  и  в моей практике. Знакомая учительница находилась одно время в постоянном стрессе, что, конечно же, сказалось на самочувствии и успешности ее детей. Осознав сложившуюся ситуацию и свое состояние, она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться на обязанностях жены и матери. Нельзя сказать, что все сразу стало на свои места, ведь чем дольше стрессовое воздействие, тем больше времени надо на восстановление. Но постепенно жизнь ее и детей  наладилась.

Нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога

И в заключение о самой распространенной категории трудностей — «нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога». Такая трудность была, есть и, к сожалению, будет. И не только у педагогов, но и у большинства родителей. И для детей педагогов, и для самих педагогов школа становится родным домом. Здесь дети едят, гуляют, делают уроки, читают в библиотеке, ходят в кружки, разве что не спят. И как бы нам ни хотелось построить карьеру, заработать денег, быть значимым человеком для других, прежде всего надо быть счастливым вместе со своим ребенком.

И это возможно, даже работая в школе. Вы не верите? Тогда вспомните педагогические династии, наверняка вы о них слышали.

Дети педагогов | Белорусский женский портал VELVET.by

Иногда это становится диагнозом.

Конечно, среди педагогов есть самые разные родители, и дети педагогов — тоже все разные, но если говорить о «большинстве», «правиле» и «средней температуре по больнице», то детство учительского ребенка счастливым не назовешь. Особенно — детство ребенка хорошего, ответственного, активного и творческого учителя.

Ведь жизнь такого учителя проходит в школе: с утра уроки, потом — факультативы, дальше — совсем уже бесплатные кружки, театры, капустники, стенгазеты, походы, экскурсии, поездки в театр и прочие нужные и полезные мероприятия, без которых хорошему учителю ни класс не сплотить, ни предмет не преподать.

Домой хороший учитель приходит поздно — и не один: с ним стопки тетрадей, планы на завтрашние уроки, книжки и журналы для самообразования, словом, еще один рабочий день, а вместе с ним и рабочая ночь, ибо хорошему учителю школа еще и снится, протягивая в сон свои ненасытные щупальца.

1616005441-0.jpg

На родительских собраниях в садике и школе родителя-учителя не увидишь: ему и своей школы хватает под завязку.

Другие родители ведут класс в поход, везут на экскурсию, сопровождают в цирк — потому что мама в это время повела куда-то свой класс. Вечерами мама или пишет что-то за столом, или — проводит родительское собрание, на выходных — отправляется с родительско-учительским патрулем в обход, а если и дома, то лежит пластом — восстанавливается.

Мало того. В школе — этот бесконечный груз ответственности: «твоя же мама — учитель». Ты не можешь не выучить урока, не можешь прогулять, не можешь ответить плохо, и уж тем более не можешь не ответить вообще — в ту же самую секунду сороки на хвосте принесут твоему родителю пренеприятнейшее известие.

oir.jpg

Спросите у детей педагогов, нравилось ли им, что их мама или папа — учителя.

Если ваш адресат — человек молодой, то ответ, скорее всего, будет категорическим: нет! Хуже некуда, быть ребенком учителя. Внимания тебе — никакого, дисциплина в доме — жесточайшая, слова поперек не скажи, мнения своего не имей.

Но чем старше становятся дети хороших педагогов — тем больше ценят то, что получили в наследство от своих вечно занятых родителей: самодисциплину и самоорганизацию, умение учиться до седых волос, трудоспособность и профессиональный энтузиазм, оптимизм и веру в свои силы.

Впрочем, чтобы получить такое наследство, совсем необязательно быть ребенком педагога.

VELVET: Анна Северинец

9 наболевших тем, которые педагоги уже давно хотели обсудить с родителями

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сегодня отношения родителей и учителей сильно изменились. Первые нередко контролируют процесс обучения и все чаще предъявляют претензии. Безусловно, преподаватели бывают разными, но большинство из них все же любят свою работу. А когда с одной стороны идет родительское давление за безраздельное внимание именно к их ребенку, а с другой — требования ежемесячных километровых отчетов, предъявляемые школой, педагогам остается только одно: высказаться.

Автор данной статьи на AdMe.ru по совместительству учитель младших классов, и ей с коллегами есть что порекомендовать мамам и папам школьников накануне нового учебного года.

1. Позвольте ребенку понять, чего хочет именно он

9 наболевших тем, которые педагоги уже давно хотели обсудить с родителями

Нередки ситуации, когда мамы и папы твердой рукой задают направление интересов своему чаду. Они готовы видеть в нем лауреата Нобелевской премии в области нейробиологии, главу Международного суда ООН, призера Олимпийских игр по плаванию брассом, но никак не скромного гуманитария. В итоге под давлением маленький человек отказывается от того, что приносит удовольствие ему, и старается соответствовать амбициям родителей.

  • Хочется сказать: не надо ломать ребенка. Если он чувствует себя комфортно в рисовании или другой «неперспективной», на ваш взгляд, области, дайте ему возможность проявить себя. И неважно, что в семье все врачи / инженеры / экономисты (нужное подчеркнуть) и он не сможет продолжить профессиональную династию. Зарабатывать любимым делом дорогого стоит.

2. В погоне за результатом можно проглядеть ухудшение здоровья ребенка

Родители часто не замечают первых приз

Дети — учителя нашей жизни!

22 Сентября 2017

views.png 1,885

Когда рождается ребенок, привычный уклад семьи кардинально меняется. Любовь переполняет, чувство ответственности бьёт все рекорды, а ещё бессонные ночи, режимы кормлений, принятия решений, как лечить, как играть, когда сажать, куда водить, как воспитывать. Список бесконечен. Мы можем не осознавать, но с приходом ребенка в жизнь семьи рождаются ещё двое новых людей — родители.

Сегодня такое понятие, как воспитание, входит в топ тем для дискуссий и споров. Кто-то придерживается устоявшихся взглядов, кто-то с головой погружается в новые методики. Мы же предлагаем поговорить об осознанном родительстве в логическом его понимании, без привязок к различного рода течениям. Где взрослые думают и анализируют, где любят и принимают, где родители растут вместе со своим ребенком.

Дети — наши учителя. Эта фраза всё чаще обрушивается на неокрепшую после бессонных ночей и залитого компотом ноутбука родительскую психику.

Чему же учат нас наши дети?

 

Терпению и безусловному принятию

В том числе и принятию себя. Понятие осознанное материнство волнует каждую вторую женщину ещё на этапе планирования беременности. Установки: я не буду кричать на ребенка, никакой соли и сладкого до 3-х лет, мы будем целыми днями играть в развивающие игры и тому подобное рушатся о скалы реальности. Уже в первый месяц жизни крохи женщина примеряет ярлык “плохая мама”. Интернет-пространство с обилием советов и примеров идеальных матерей ей активно в этом помогает.

Так вот, осознанность выражается в том, чтобы фильтровать информацию и не впадать в крайности. Быть лучше для себя и, в то же время, принимать, прощать и любить себя даже в моменты срывов, слабости и раздражения. В материнстве женщина выходит на новый уровень терпения и принятия, особенно в том, что касается малыша. Просто? Нет! С учебой так всегда.

Любви, искренней и бескорыстной

Давайте будем честными, бывают моменты, когда любить ребенка невыносимо сложно. Все тот же компот на ноутбуке, полуторачасовая истерика со всеми спецэффектами в торговом центре, паспорт с вырванными страницами, и это только начало. Только через любовь и принятие в моменты, когда хочется всё крушить или лечь рядом с ребенком в торговом центре, мама может сохранять спокойствие и найти в себе мудрость для диалога. Только из-за огромной любви родители, даже в самых сложных жизненных ситуациях, будут искать возможность помочь своему ребенку. И в этом, если присмотреться, ребенок для взрослых огромный пример. Он любит своих родителей в любых их проявлениях: орущих, отчаявшихся, грустных, раздараженных, бедных, простых, измотанных и уставших. И если он не научит нас любить, то со временем есть риск того, что между вами образуется пропасть непонимания.

Доверию и отсутствию предубеждений

К тому моменту, когда малыш приходит в нашу жизнь, мы можем в значительной степени, утратить это чувство. По сути, появившись в вашей семье, он уже доверил вам свою жизнь. У ребенка нет предубеждений. В песочнице он не станет выбирать друга по одежде, цвету кожи или физиологическим характеристикам.

Умению прощать и просить прощения

Только малыши умеют мириться очень быстро, без “если”, не выдвигая требований и ультиматумов. Ребенок искренне прощает наши огрехи и срывы.

Дети подают нам отличный пример того, как нужно учиться и быть настойчивыми в своих желаниях

Глядя на то, с каким упорством ребенок осваивает новые навыки (хождения, например), временами становится стыдно за то, как быстро мы, взрослые, опускаем руки. Ребенок находит сто пятьдесят вариантов, чтобы получить желаемое и, даже в случае провала, не ставит на себе клеймо “неудачник”. В следующий раз он обязательно совершит ещё не одну попытку.

И это лишь малая часть уроков. Что же еще?

Ребенок становится для нас мощным стимулом к личностному и духовному развитию, сглаживает не самые лучшие черты характера и даже открывает таланты. Все чаще, находясь в декрете, женщины запускают свои малые и большие проекты в абсолютно разных сферах, меняют свою профессию.

Взаимоотношения детей и родителей это не о стакане воды и кредите заботы. Это о том, чтобы:

  • развить в себе осознанность и понимание, что ребенок это не собственность, а великий дар и гость в вашей семье;
  • понимать, что с самых малых лет это личность, пусть даже временами непослушная;
  • защищать и поддерживать;
  • направлять и помогать, а не навязывать и ломать;
  • принимать тот факт, что у ребенка есть свои желания, и он может знать лучше;
  • удержать баланс родителя-наставника и родителя-друга, вместо авторитарного родителя;
  • отпустить когда наступит время и дать возможность идти своим путём.


Родители и дети — тема, которая актуальна во все времена. Дети — это наше будущее. Родительство — миссия и большая ответственность, а не решение проблем одиночества или клей для семьи. Вместе с безграничной любовью и счастьем они приносят в нашу жизнь огромные возможности. И лишь мы сами решаем идти по старинке или широко открыть глаза и с готовностью и благодарностью принимать все их уроки.

5 признаков действительно хорошего педагога 

Каким должен быть настоящий, профессиональный учитель? У каждого на этот счет будет собственное мнение. Но большинство из нас назовут 5 главных черт педагога «с большой буквы». Вот эти качества настоящего учителя.

Можно сколько угодно выбирать престижную и пользующуюся хорошей репутацией школу для ребенка. Но качество знаний не всегда зависит от учебного заведения. Человеческий фактор никто не отменял, и персона учителя по-прежнему играет ключевую роль в получении образования.  Как правильно выбрать будущего наставника для ребенка? На что в первую очередь следует обратить внимание?

5 признаков учителя — профессионала

Играет ли роль возраст педагога?

Мамы и папы зачастую уверены, что зрелый возраст учителя является ключевым фактором. Но они заблуждаются. Ведь в реальности молодой, полный свежих идей и энтузиазма учитель сможет привить школьникам любовь к знаниям, зажечь в них интерес к учению не хуже старших коллег.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Если педагогу по плечу задача мотивировать детей за партами на изучение конкретного предмета, то никакого значения не имеет, сколько ему лет – 24 или 58.

Еще одно заблуждение: перешагнув 60-летний рубеж, учитель уже не в состоянии полноценно давать знания, которые потребуются в современной жизни. Однако, многие педагоги в данном возрасте активны и энергичны, обучаемы сами и открыты для получения новой информации.

Ключевым фактором в этом вопросе выступают личностные, а не возрастные качества педагога. В каждом возрастном этапе при желании можно отыскать и позитивные, и негативные моменты. Так что ориентироваться лишь на возраст учителя будет ошибкой.

Награды и регалии: хорошо или не очень?

Для многих родителей немаловажным индикатором профессионализма являются свидетельства об участии и победах педагога во всевозможных конкурсах. Но на сегодняшний день подобные мероприятия для учителей нередко становятся чем-то наподобие постановочных шоу, рассчитанных на аудиторию. Последние по большому счету не привязаны к реальному образовательному процессу.

Если у педагога запредельное количество всяческих грамот и наград, то, возможно, надо задуматься? С такой любовью учителя к публичности очень возможно, что вместо получения необходимых знаний ваш сын или дочь станет без конца готовиться к «открытым» урокам.

Быть блистательным теоретиком – одно, но работа с детьми – это ежедневный, кропотливый труд, требующий практического опыта и душевной теплоты.

Главные критерии выбора

Отметить уровень профессионализма педагога можно, посетив урок или два урока. Однако, немаловажно, чтобы вы пришли на «будничное» занятие в рамках расписания, а не посетили постановочный вариант.
Учитель с опытом ставит акцент на трех аспектах:

  • Методические основы. Как сделать так, чтобы ребята лучше поняли новый материал и запомнили его? Для детей важны наглядности, визуальное восприятие. Сегодня учитель вооружен как современными средствами обучения (мультимедийная презентация), так и хрестоматийными.
  • Эмоциональный климат в классе. Дети должны учиться с удовольствием, потому что хороший учитель не вызывает страха, а является ключевой фигурой, участвующей в процессе передачи знаний. Он не карает, а поощряет и стимулирует.
  • Атмосфера на занятиях. Хороший учитель использует индивидуальный подход, готовит задания соответственно уровню способностей разных детей. Он поощряет творчество и не загоняет учеников в рамки страниц учебника.

5 отличительных черт учителя-профессионала

Хороший педагог немыслим без отзывчивости, внимательности, справедливости и доброты. Он умеет внести разрядку, пошутить, чтобы снять напряжение в классе. Но профессиональные навыки, пожалуй, стоят на первом месте в глазах родителей. Какие личностные качества должны быть присущи специалисту высокого уровня?

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

1. Способность заинтересовать своим предметом

Если учитель проводит урок, не опираясь на конспект, с энтузиазмом, подключая интересный дополнительный материал, – это настоящий профессионал своего дела.

Подобные педагоги умело используют игровые моменты, проводят мини-конкурсы и соревнования в пределах класса, готовят детям демократичные призы (ручки, календарики, закладки). Школьники с удовольствием идут на такие уроки!

2. Создание благоприятного микроклимата для обучения.

Хороший педагог знает, как мотивировать учеников. У него нет любимчиков и так называемого «черного списка». Независимо от интеллектуальных возможностей ученика этот учитель отыщет свой подход, который поможет ребенку разобраться в учебном материале.

3. Талант выстраивать доверительные отношения

Дети нуждаются в том, чтобы с кем-то поделиться своими (серьезными и не очень) проблемами. Умение спокойно, не торопясь, выслушать, высказать свое мнение без нотаций, стать настоящим авторитетом для маленького человека – отличительное качество хорошего педагога.

Можно заметить, что хорошего учителя дети буквально окружают на перемене, после урока, чтобы что-то спросить, рассказать, обсудить, поделиться. Это дорогого стоит.

4. Стремление учиться

Хороший педагог неустанно развивается. Он отыскивает новую информацию по своему предмету, проходит курсы повышения квалификации, не останавливается на достигнутом. 

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

5. Ответственность

Хороший учитель ответственен не только за учебный процесс. Он интересуется личными обстоятельствами учеников, которые могут благотворно влиять на учебу и наоборот. Настоящий педагог всегда определит причину, почему ребенок не подготовил домашнее задание, опоздал, не выспался.  Но, вместе с тем, учитель требователен и строг, он не признает панибратских отношений.

Кто имеет право выбора

Желательно, чтобы ваш ребенок лично поприсутствовал на встрече с учителем. Поинтересуйтесь у него, каково его мнение. Дети быстро осознают, насколько им понравился педагог, хотят ли они у него учиться.

Вы знаете своего ребенка как никто другой. Его пристрастия, личные потребности и склонности. И установление эмоциональной связи с учителем – один из первых и важных шагов в налаживании контакта. Поэтому, если педагог вызывает симпатию у ребенка, он будет ходить в школу с удовольствием.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о